Самарская площадь (г. Самара)
Самарской площадью обычно называют комплекс площадей и отдельных пространств от улицы Ново-Садовой до набережной в районе Ярмарочной улицы и бывшего Ярмарочного спуска. Начиная с пятидесятых годов, здесь оставили свои следы все основные характерные этапы и веяния в советской архитектуре: последний всплеск соцреализма (здание «Гидропроекта»), хрущевское время (жилые дома по ул.Молодогвардейской), семидесятые годы (высотка на Галактионовской, мемориал, площадь Славы), восьмидесятые годы («Белый дом»).
Исследования, проведенные в рамках работы «Классификация застройки г.Куйбышева 1930-90 гг., анализ градостроительной деятельности советского периода», выполненной по заказу областного отдела культуры, выявили интересный и сложный путь формирования цепочки ансамблей, составляющих комплексный исторический ансамбль «Самарская площадь».
В 1864 году на пересечении улиц Ярмарочной и Садовой была построена на средства жителей города Воскресенская церковь. Площадь, занимавшая 4 квартала, тоже получила название Воскресенская. Она была неблагоустроена и окружена избами с дворами, огороженными плетнями. В 1866-68 гг. был устроен каменный спуск к Волге, появились торговые ряды и лавки, на площади регулярно проводились ярмарки. Менялась застройка окружающих кварталов, построили баню, слесарную мастерскую, трактир и т.д. Наиболее значительными сооружениями были пожарная часть с каланчой, управление 3-й полицейской части, почта и духовное училище.
В 1915 г. купец Новокрещенов открыл на углу улиц Ярмарочной и Садовой магазин с зеркальными витринами и биоскопом (кинотеатром) «Аре» на втором этаже, затем появился кинотеатр «Фурор». Площадь становится не только торговым, но и культурным центром. Воскресенская церковь была заметной доминантой в силуэте города.
Послереволюционная перестройка площади началась в 30-е г., когда была разрушена церковь и построена школа (1936 г.), жилой дом «Востокнефти» (арх. А.М.Полев). Торговые ряды сохранились, а по площади прошла трамвайная линия. Площадь была переименована в Самарскую, но по-прежнему представляла собой большой пустырь, лишившийся основной доминанты — церкви.
В 1948 году начались работы по планировке площади, проектирование комплекса возглавил Н.В.Подовинников. Была задумана симметричная площадь, в центре композиции — высотный дом, увенчанный монументальной башней со шпилем. В генплане города площади отводилась роль второго центра, ее предполагалось обстроить с трех сторон.
В проекте, принятом к строительству, ансамбль состоял из жилых и общественных зданий высотой в пять этажей под отметку карниза, на один этаж выше планировалось центральное здание. В параллельно разрабатываемом группой ленинградских архитекторов проекте центральное здание выделялось восьмиколонным портиком в стиле русского классицизма и завершалось колоннадой, поддерживающей золоченый шпиль. Но после устранения «излишеств» в 1954 году остался один лишь портик. Жилые дома по периметру площади по проектам архитекторов В.А.Ларионова, М.Г.Мошковой и П.А.Щербачева были построены без изменений. Так же было возведено здание энергетического техникума по проекту архитекторов А.Л.Каневского и И.М.Зобина, разбит сквер (автор А.А.Тер-Саркисова).
В результате площадь стала замкнутой и камерной, сузившейся по сравнению с довоенной, пластически выделенный центр «Оргэнергостроя» поддерживался осью сквера. Стилистическое единство зданий, цельность восприятия площади позволяют отнести ее к классическому типу ансамбля.
В 1965 году горисполком принял решение об увековечении боевого и трудового подвига горожан и объявил всесоюзный конкурс на разработку эскизов проекта монумента Вечной славы в городе Куйбышеве, который планировалось установить на верхней бровке набережной. Всего был представлен 21 проект. Первую премию получила работа под девизом «Революции, победе, труду» (архитекторы Ю. В. Храмов, М.А.Труфанов, В.Г.Каркарьян, художник Т.В.Кикин).
Монумент в проекте был решен в виде трех асимметрично поставленных обелисков из полированного алюминия высотой 65 метров. От основания монумента по переходу в виде моста-тоннеля над Ярмарочным спуском можно было попасть в музей Вечной славы, минуя площадку с колонной Вечного огня. Широкая аллея связывала Самарскую площадь с площадью Героев. Перед монументом располагался амфитеатр на 5000 мест. Однако администрация города заказала проект московскому авторскому коллективу (скульпторы — нар.худ. РСФСР, лауреат Гос.премии СССР П.И.Бондаренко и О.С.Кирюхин; арх. А.В.Самсонов, инж. П.В.Назаров). Монумент в форме 40-метровой стелы с 12-метровой скульптурой рабочего с символическими крыльями в поднятых руках был открыт в ноябре 1971 года. Рядом с ним размещался мемориал. Для создания всего комплекса на площади Славы был засыпан Ярмарочный спуск и проведено благоустройство откоса, а также небольшой площади, примыкающей к площади Славы и ул.Молодогвардейской.
После того, как было построено здание проектных институтов (арх. В.Г.Каркарьян, А.Г.Моргун и Н.В.Дегтярев) между ним и уже существовавшим с 50-х годов жилым домом (арх. Н.В.Подовинников) образовалась площадь с осью, смещенной относительно Самарской площади. В 1975 г. на ней был открыт мемориальный фонтан «30-летие Победы», а на углу Ярмарочной и Галактионовской построен жилой дом с повышенной угловой секцией (арх. Ю.М.Мусатов и В.А.Борисов). В проекте секция имела высоту 18 этажей, но…
В 1977 году в центре сквера на собственно Самарской площади был открыт бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда Д.Ф.Устинова, а в 1978 году на площади Славы по ул.Молодогвардейской открыта мемориальная доска куйбышевцам — Героям Советского Союза (арх.А.Ф.Темников).
В середине 80-х на площади Славы вдоль бывшего Ярмарочного спуска был построен Дом партийных и советских организаций (арх. А. Г. Моргун. В.Г.Каркарьян, В.В.Черняк, конструктор Э.А.Ротлейдер). Здание представляет собой 7-этажный корпус, прямоугольный в плане, 100×50 м, на гранитном стилобате с равнозначными фасадами, решенными в ордерной системе.
Таким образом, с середины 90-х годов современная Самарская площадь, включающая в себя площадь Славы, новую площадь, площадь с фонтаном, представляет собой сложное функциональное и стилистическое пространство. Она является одним из основных узлов в структуре городских центров, располагаясь на основных транспортных магистралях, соединяющих исторический центр города с новыми районами. Из активной жизни выпадает только пространство мемориального сквера, примыкающего к жилым домам.
В данный момент Самарская площадь представляет собой систему площадей, не связанных осью симметрии, но зрительно объединенных в одно пространство (правда, разросшиеся деревья сквера закрывают бюст Устинова). По стилистике оно делится на три зоны:
первая — собственно Самарская площадь (бывшая площадь Устинова), классический ансамбль;
вторая — площадь с фонтаном, застроена в «интернациональном» стиле с лаконичной пластикой фасадов;
третья — площадь Славы с мемориальным комплексом и зданием общественных организаций («Белым домом»).
Новая ось всего комплекса продиктована вертикальной доминантой монумента Славы. Композиция классического ансамбля, созданного на Самарской площади, предусматривала симметрично-осевой выход к Волге по Ярмарочному спуску, что было нарушено постановкой 5-этажного жилого дома по «красной линии» Ярмарочного спуска. Затем последовали безуспешные попытки сохранить старую ось симметрии системы площадей. Все последующее благоустройство территории было направлено на объединение составляющих комплекса в единое целое. Поэтому сегодня Самарскую площадь в целом можно считать историческим ансамблем.
Т. Ребайн, М. Арзыбова, Д. Орлов, Д. Храмов,
Самарская архитектурно-строительная академия