Сто шедевров уходящего столетия
Двадцатый век для России оказался одним из самых драматичных в ее тысячелетней истории, если вести отсчет со времени принятия христианства (989 г.) — “Время войн и революций”, — принято было говорить еще в середине столетия. Но оказалось, что и конец века отмечен революционными преобразованиями, распадом федеративного государства (СССР), которое было наследником Российской империи. Пройдя через пять войн, из которых две были мировые, через социальный эксперимент, равного которому ни по масштабам, ни по срокам не было в мире, Россия как часть Содружества Независимых Государств участвует в создании новой экономической и геополитической системы.
Вместе с тем XX век в культуре и искусстве этого региона был временем напряженной творческой жизни, временем поисков и свершений, надежд и разочарований, оставившим немало свидетельств силы человеческого духа, памятников не только своего времени, но и посланий будущим поколениям.
Архитектура как искусство, наиболее зависимое от общества, от его идеалов и целей, от экономики и техники, с наибольшей наглядностью материализовала его историю. Каменная летопись и одновременно беспощадное зеркало, в которое смотрится каждая страна, — это ее архитектура.
Уже с этой точки зрения архитектура России (СССР и СНГ) интересна для всякого любознательного человека: он увидит в ней страницы драматической истории данной части человечества во всех ее противоречиях.
Авторы избранных произведений жили в разное время, исповедуя разные взгляды на архитектуру и ее предназначение. Иногда, будучи современниками, они враждовали, отстаивая свои личные и групповые взгляды и вкусы. Как во всяком искусстве, не раз ниспровергали идеи и установки своих предшественников.
Что же их всех объединяет на пороге двух столетий? Как нам кажется, их объединяет искреннее воодушевление той или иной задачей, стремление к творческому ее решению, убежденность в правоте своего художественного кредо или воплощения социальной идеи. Приводимые в книге здания, комплексы и градостроительные концепции создавались людьми неравнодушными, увлеченными своим творчеством, убежденными, что они вносят красоту и гармонию в ту вторую природу, где обитает человек. Глядя на каждое произведение, можно вновь ощутить темперамент его создателя, силу идеи или тонкость чувств. Драматические изменения 90-х годов сопровождались ожесточенной политической борьбой, отменой цензуры, созданием партий и движений, захвативших и творческих работников.
Свобода в литературной и художественной жизни вновь привела к многостилью, адекватному отсутствию объединяющих общество идей. Началось свободное развитие религиозной жизни, широкое восстановление храмов разных конфессий. В ряде регионов возникло национальное и этническое противостояние, вызвавшее перемещение значительных масс населения. Переход к открытой рыночной экономике (1991г.) ознаменовался быстрым развитием торговли, банковских систем и одновременно привел к падению производства, оказавшегося неконкурентоспособным на открытом рынке.
Архитектурная жизнь также отчетливо разделилась на два периода. Здания, построенные до 1991 года, и по назначению и по стилистике завершают период плановой экономики с интенсивным ростом городов и массовым строительством жилых “спальных” районов. Дома строятся по типовым проектам, с улучшенной планировкой квартир, но на базе строительного конвейера, изготавливающего сборные железобетонные конструкции.
Строятся также крупные общественные здания по индивидуальным проектам, имеющим развитую пластику фасадов. В союзных республиках продолжаются поиски национальной формы в самых современных сооружениях (Метро в Ереване, арх. Д.Соросян).
Важное место в умонастроении общества занимает так называемая “бумажная архитектура”: проекты, получившие премии на международных конкурсах, призванных предугадать архитектуру будущего, а по существу являвшиеся формой художественного протеста против утилитарных взглядов на предназначение архитектуры.
90-е годы — время перехода к рыночной экономике — вызвали к жизни появление новых строительных технологий и материалов, свободу выбора для архитектора не только технических, но и художественных средств.
Здания офисов, банков, гостиниц и магазинов стали превалировать в новом строительстве наряду с воссозданием утраченных или реставрацией существующих храмов. Началось строительство многочисленных и разных но качеству архитектуры индивидуальных жилых домов для частного заказчика.
Еще более широким стал спектр поисков средств художественной выразительности. Наряду с интерпретацией западных архитектурно-художественных течений сохранилось стремление к современному прочтению модерна, неоклассицизма и других направлений. В архитектуре храмов интерпретируются памятники ХII-ХVII вв.
Оживилась архитектурная жизнь не только в крупнейших, но и в средних городах как результат демократизации и децентрализации системы управления. Возродился интерес к истории каждого города и края, возникло сильное общественное движение за восстановление и сохранение исторического облика и местных особенностей архитектуры. Требования к современному архитектору состоят в необходимости работать в “историческом контексте”, сохраняя культурную или образную идентичность новых зданий индивидуальным особенностям культурного наследия.
С этими идеями, утверждающими необходимость уважения к традициям и культуре не только каждого государства и каждого народа, но и каждого поселения, страны СНГ входят в следующее столетие.
Смысл работы состоит в максимальном приближении к интересам и потребностям конкретного человека, живущего в конкретном месте. Это обещает значительное обогащение архитектуры как великого искусства.
Автор: Юрий Гнедовский, Президент Союза архитекторов России, академик архитектуры
[Журнал «Вести Союза архитекторов России», сентябрь 1998]