Городская община (Самара) (1996 год)
В принятом Самарской городской Думой Уставе города Самары совокупность жителей города названа городской общиной. Этим непривычным для нас термином раньше называли сообщества на региональной и этнической основе, например, «армянская община» или «протестантская община».
В мировой истории известны родовые, соседские, городские и сельские общины. Сегодня историки считают, что основой градообразования послужил переход от родовой к соседской земледельческой общине. Общинная организация предусматривала самоуправление. Античный город-государство (полис) был общиной, каждый полноправный горожанин был земледельцем и землевладельцем, гражданином и воином. Античный полис был не только территориальной, но и социальной общностью. Между ее гражданами были распределены все «роли» и обязанности. Когда население полиса становилось слишком большим и природных ресурсов на всех не хватало, община организовывала стандартный коллектив колонистов-эпойков и посылала их основывать заморские колонии.
О наличии общины в западноевропейском средневековом городе (М.Вебер) говорили следующие признаки: наличие укрепленных стен, рынка, суда и права, корпоративность горожан, автокефалия (автономия церкви), автономия управления посредством учреждений, в создании которых так или иначе участвовали горожане.
На заре образования городских общин, например, в Италии, сначала заключался клятвенный союз, община именовалась «коммуной» («коммунальные службы», «коммунальная квартира» — тоже от этого слова). Собрание горожан получало название «парламент». Первоначальными целями объединения землевладельцев в братство были оборона и наступление, мирное завершение споров, установление судопроизводства, соответствующего интересам горожан, монополизация всех экономических возможностей, предоставляемых городом его жителям.
Активное участие горожан в городском самоуправлении обусловливалось наследственным свободным владением землей в городе и твердо установленными налогами и обязанностями участия в городских работах.
Город был общественным организмом официального характера, обладающим имуществом, которым распоряжались органы городского самоуправления. Городское право было основным правом членов общины, имелись сословные привилегии. Различные сословия и корпорации боролись за свои права, отстаивали свои интересы.
В российской феодальной «посадской общине» система самоуправления носила в основном фискальный характер и имела целью своевременный сбор податей и налогов. Крестьянская община (по мнению Н.П.Павлова-Сильванского) существовала в искаженном виде, подавленная феодальным порядком.
Городовые реформы довольно часто проводились в России, в том числе Борисом Годуновым, Петром I, Екатериной II и другими. Но у нас так и не сложился тип свободного горожанина и гордого налогоплательщика, требующего от властей отчета за потраченные деньги.
Городское сообщество сегодня представляет собой более или менее однородную массу. Оно не стратифицировано, не структуризовано по интересам, ценностным образцам и культурным стереотипам. Об этом говорит и непредсказуемая реакция населения на выборах. Многопартийная система не прививается не только потому, что господство «единственно правильной партии» отучило человека выражать свое мнение. Люди просто не сознают своих интересов, принимая за них сиюминутные случайные позывы и капризы.
Первичные группы — страты — неформальные объединения, основанные на эмоциональных отношениях, у нас уже давно были заменены официальными организациями с формальными связями. Все, наверное, помнят, как власти панически боялись существования всевозможных «подпольных организаций», к которым могли отнести и компанию любителей джаза, и тайный союз тимуровцев.
Возникает резонный вопрос: на какой основе будут формироваться районные территориальные общины? Если их будут административно насаждать в границах бывших районов и микрорайонов, какие общие интересы, кроме общегосударственных, будут связывать членов общины? С другой стороны, ждать стихийного образования территориальных общностей на основе конкретных местных интересов, очевидно, придется слишком долго. А жаль…
Т. Ребайн, профессор кафедры градостроительства Самарской архитектурно-строительной академии