Наталия Хлебникова: «Занимаясь реконструкцией и реставрацией, самое главное — не навредить»
Особняк мещанина Михаила Дементьевича Маштакова (ул. Самарская, 207), памятник архитектуры, возведенный в январе 1899 года по проекту архитектора Александра Александровича Щербачева, отметил в этом году свой 100-летний юбилей. Взят на госохрану в 1992 году как памятник местного значения. «Будучи сам строителем, Михаил Дементьевич Маштаков возводил здание как образцовое, как эталон строительной фирмы, — сообщила нам начальник отдела управления памятниками истории и культуры Наталия Хлебникова. — Прекрасная выдержанная древесина, изумительная работа мастеров. Дом до сих пор стоит, несмотря на нежелание пользователя (Ленинского отделения N 6987 Самарского банка АК Сбербанка РФ) им заниматься». К слову, пользователь строит рядом с особняком Маштакова 9-этажный жилой дом, равный по высоте 11-этажному, хотя по первоначальному решению он был 7-этажным. Главный архитектор Самары Владимир Жуков пояснил, что в этом случае имеет место самовольное строительство: «Есть такой архитектор Янкин, который самовольно изменил высоту этажа с 2,7 до 4,5 метра и поправить уже, к сожалению, ничего нельзя».
«Предполагалось первоначально, что здание на ул. Самарской, 207 будет нести административную функцию, и Сбербанк шел на это, — рассказывает г-жа Хлебникова. — Из дома произвели отселение жильцов, разработали программу по его сохранению, восстановлению и дальнейшему использованию, выполнили определенную работу согласно утвержденной программе. 11 июня 1995 года банк подписал «Охранное обязательство N 164 по недвижимому памятнику истории и культуры». Согласно этому документу, что бы ни произошло с памятником, пользователь обязан выплатить сумму нанесенного ущерба, которая затем будет направлена на восстановительные работы.
Мы обследовали памятник, определили размеры охранной зоны, вполне достаточные для сохранения ценного объекта при каком-либо проектировании и строительстве. Но проектировщики приступили к работе, не получив согласований от охранного органа. Размеры охранной зоны не соблюдены. Нарушен планировочный принцип структуры квартала, изменены красные линии, хотя в соответствии с требованиями современного законодательства (Градостроительный кодекс, нормы проектирования в границах исторических городов) красные линии в исторической части меняются только по согласованию с Минстроем РФ и Минкультуры РФ. До настоящего времени таких согласований не получено. Завышена этажность дома, изначально заложенная проектом. По сути дела уничтожена историческая среда, которую следовало бы сохранить».
Охранным органом тем временем ведется переписка, высылаются предписания, акты, призывающие заказчика соблюдать требования действующего законодательства.
Специальная комиссия проводит натурный осмотр и констатирует «нанесение зданию-памятнику повреждений, влекущих частичную или полную утрату здания как памятника…». В связи с чем 05.01.98 в арбитражном суде Самарской области появляется иск охранного органа к заказчику на общую сумму 907480240 рублей (стоимость восстановительных работ — 865735240 руб. и сумма штрафных санкций — 41745000 руб.).
В результате многочисленных заседаний, в ходе которых неоднократно сообщается, что «ответчик иск не признал, ссылаясь на выполнение условий охранного обязательства, перенос сроков разработки проектно-сметной документации, нецелесообразность проведения реставрационных работ в связи с ветхостью строения и возможностью его переноса в другое место, арбитражный суд вынес решение: «В иске отказать». Апелляционная инстанция по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда как, впрочем, и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, постановление оставили без изменения, кассационные жалобы — без удовлетворения.
Пожалуй, самым веским аргументом для судебных инстанций стало письмо главного инженера института «Метропроект» А.Г.Дудина. Цитируем: «На участке ул.Самарской, где расположен дом 207, располагается станция метрополитена, сооружение которой ведется в открытом котловане, так что сохранение указанного дома в этом месте невозможно».
Как это ни прискорбно звучит, самарское метро — долгострой века. Сейчас, например, требуется около 120 миллионов, чтобы пустить в усеченном варианте станцию «Московская» (на пересечении Московского шоссе и ул.Гагарина). Что такое «усеченный вариант»? По условиям движения нужно одновременно пускать две станции, но из-за недостаточного финансирования введут в действие пока только одну: поезд будет ходить челноком от «Гагаринской» до «Московской».
Станция «Самарская», строительство которой предполагается на Самарской площади, уже находится в проектной работе, но перед ней еще — «Российская» и «Алабинская».
Приходится, однако, мириться — не метро же, в самом деле, переносить? Кстати, по настоянию Владимира Жукова и ныне покойного Александра Колокольникова (общество охраны памятников) трассу метро уже однажды переносили. Она должна была пройти по ул. Фрунзе, где сосредоточено большое число памятников истории и культуры. «Раньше строили совсем не так, как теперь, — сообщил директор института «Метропроект» Александр Чернышев. — Мы сперва роем котлован, затем укладываем фундамент. А в старину рыли траншеи только под фундамент. Метрополитен у нас идет на глубине 22 — 24 м (нижняя отметка), вся эта масса непрерывно трясется при движении поездов. И какие бы антивибрационные мероприятия мы ни проводили, здания в силу своей старости все равно бы разваливались».
Итак, будет ли перенесен дом Маштакова? А если будет, то куда?
«Мы могли бы перенести его в мемориал, — рассуждает главный архитектор города Владимир Жуков. — И даже готовы говорить сегодня о создании музея деревянного зодчества под открытым небом (как, например, в Суздале — прим. авт.). Есть заказчик, готовый выполнить такую работу. Но для этого должна измениться позиция, занимаемая Наталией Хлебниковой и ее отделом. Они слышать не хотят о переносе и настаивают на изменении трассы метрополитена. Пока продолжается весь этот сыр-бор, есть опасения, что дом не выдержит и, в конце концов, сам развалится».
«Где гарантии, что фасады уникального памятника восстановят без изменений, один к одному?» — вопрошают, в свою очередь, сотрудники отдела управления памятниками истории и культуры.
«Прокладка метро мелкого заложения в исторической части города (зачастую открытым способом) приведет к сносу целого ряда зданий-памятников, значительным затратам города по усилению конструкций зданий, попадающих в защитную зону, — предупреждает Наталия Хлебникова. — ОУПИиК делал расчеты, обследования, выкладки по предлагаемой трассе метро от ул. Полевой. Изменение красных линий, прокладка метро не прошли экспертизы и не получили необходимых согласований, однако уже делаются отводы под проектирование с учетом изменения конфигурации, структуры исторических кварталов (памятник градостроительства). Где ТЭО — технико-экономическое обоснование целесообразности такого варианта? Градостроительный совет отклонил предлагаемую трассу метро от согласования и предложил сделать все необходимые расчеты».
Г-жа Хлебникова не против создания музея под открытым небом, но… «Суздаль, как и Самара, имеет статус исторического населенного места. Согласно проекту охранных зон, исторические здания города сохранены. Да. Есть музей деревянного зодчества в Суздале, но там нет зданий, которые кому-либо в городе помешали. В основу музея положены несколько объектов: ветряк, баня, избы, колодезные постройки, типичные для деревень Владимирской области, умерших либо находящихся в глухих лесах, а не стоящих на улицах областного центра».
Пока продолжаются споры, прекрасный памятник деревянного зодчества ждет решения своей судьбы.
Дождется ли?
Да и дело ведь уже не только в этом доме, а в самом подходе к городу, к формированию его силуэта с учетом сохранения исторической застройки.
Слово Наталии Хлебниковой: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши архитекторы, думающие прежде всего о конъюнктуре рынка, не забывали, что им жить в этом городе. Как можно создавать ту нелепицу, которая у нас сейчас вылезает повсюду? Есть четкий градостроительный план, который утвержден еще Николаем II, есть заданная ширина улиц, диктующая высоту зданий при реконструкции исторической застройки. Я говорю уже даже не о сохранении среды, а об элементарных нормах инсоляции, расстояниях между зданиями. У нас на противоположных сторонах улицы, ширина которой 25 метров, строятся девятиэтажные дома. Согласитесь, не очень приятно, когда люди смотрят друг другу в окна или когда их окна ориентированы на восток, а они при этом не видят солнца. Какой смысл в такой застройке?
Есть расчеты, есть охранные зоны. По красной линии должны строиться дома не более чем в четыре-пять этажей с повышением этажности ближе к центру квартала. Вся эта методика давно опробована в других городах России и за рубежом. Потеря структуры равноценна потере лица города. Город, по сути дела, сам себе затягивает петлю. Это не значит, что только памятнику становится плохо, плохо становится городу, социальной среде, горожанам. Это значит, что администрация города не следует букве закона. Соблюдение закона об охране памятников — функция органов исполнительной власти, а не только охранного органа. Мы работаем в системе исполнительной власти. Администрация области, городские службы обязаны заниматься вышеназванными проблемами и решать их комплексно.
Хотелось бы, чтобы департамент по строительству города Самары более обоснованно готовил постановления о проектировании и строительстве, поскольку в градостроительных документах записано, как должны решаться вопросы реконструкции, опора, методика, очередность. Нужно лишь осознать обязательность выполнения всех этих стадий. В принятом недавно Градостроительном кодексе РФ также говорится о постадийном проектировании в условиях реконструкции в границах исторических городов.
Я, конечно, понимаю, мы живем в очень сложное время, но сейчас, как никогда, следует говорить об этике профессионалов. В зависимости от того, как поведет себя профессионал, проектировщик, так же себя поведет и заказчик. Нельзя постоянно находиться на поводу у той экономической ситуации, которую мы сами, по сути дела, усугубляем и развиваем, нужно ее учитывать и прогнозировать. Занимаясь реконструкцией и реставрацией, самое главное — не навредить».
Автор: Татьяна Самойлова