Тысячелетний Торжок
На трассе Москва — Санкт-Петербург в среднем течении реки Тверцы, на холмистых ее берегах, живописно раскинулся старинный город Торжок. С XI по XIII столетия он формировался как крупный речной порт, стоял на бойких торговых путях, через него проходили потоки товаров из Новгорода Великого на Волгу, во Владимиро-Суздальское княжество. В те далекие времена город получил название Новый Торг, а затем Торжок.
Никто из посетивших Торжок не остался равнодушным к своеобразию и красоте старинного русского города, хранящего в своем облике следы десятивековой истории.
Необыкновенной славой пользовались гостиница и трактир Пожарских, где подавали известные пожарские котлеты, рецепт которых был подарен неким французом и держался в строгой тайне. Недаром А.С. Пушкин, составляя путеводитель для своего друга С.А. Соболевского, называет прежде всего гостиницу в Торжке:
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке…
Кого только не видели стены старого дома-гостиницы в Ямской слободе: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, С.А. Соболевский, Н.В. Станкевич, С.Т. Аксаков, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский…
Обаяние Торжка кроется в живописности ландшафта, в стройности его архитектурного облика. Это уникальный памятник градостроительного зодчества. Он сохранил историческую часть, где, к счастью, не велось современного жилищного строительства. Последние постройки датируются XIX веком. Композиционным центром в архитектурной панораме Торжка долгое время оставался Кремль, обнесенный стеной с 11 башнями. На территории Кремля в 1364 году на месте обветшалой церкви Спаса был возведен Соборный храм Спаса-Преображения, а в 1822 году он был заменен пятикупольным Спасо-Преображенским собором в формах позднего классицизма. Собор построен по проекту К. Росси, который в 1809-1812 годах жил и много строил в Тверской губернии.
Своеобразие городу придают Борисоглебский мужской (основанный в 1038 г.) и Воскресенский женский монастыри.
Сохранившийся ансамбль Борисоглебского монастыря включает постройки XVIII-XIX вв. Особое место в нем занимает Борисоглебский собор архитектора Н.А. Львова (1796 г.). Деревянный резной иконостас был украшен 37 иконами, написанными на холсте известным русским художником В. Боровиковским. Украшает ансамбль Надвратная Спасская церковь (1811 г.).
Борисоглебский собор был задуман Н.А. Львовым как грандиозное по масштабам сооружение. Поэтому, когда не хватило площади под строительство, Львов решает разрушить старую белокаменную церковь, которая явно мешала его авторскому замыслу. Воспользовавшись камнями после ее сноса, Львов расширяет площадь собора в сторону реки. Архитектор при этом совершает историческую ошибку, не сделав никаких обмеров и зарисовок. К сожалению, достоверный облик церкви для нас навсегда утрачен. Но Борисоглебскому собору повезло больше: после реставрационных работ ему возвращается былое величие.
Ансамбль Воскресенский женский монастырь, основанный в XVI веке, расположен на противоположном берегу Тверцы, в панораме города играет важную роль. Доминантами здесь стали Воскресенская церковь (1796 г.) и церковь Иоанна Предтечи, которая была возведена в 1814 году по проекту архитектора И.Ф. Львова. Стоит обратить внимание на совпадение фамилий архитекторов, принимавших участие в создании облика Торжка. Н.А. Львов и И.Ф. Львов не являлись родственниками, да и их творчество сильно различается. К сожалению, сейчас Воскресенский монастырь в запустении. Осыпается штукатурка, проржавела крыша, выбиты стекла.
Много сил и вдохновения отдал Н.А. Львов своей «малой родине» — Новоторжскому уезду. На протяжении двух веков радовали глаз его творения в Торжке, в усадьбах Никольское, Раек, Митино, Василево, Прямухино. И справедливо, что в 2000 году 15 марта Торжок будет праздновать 250-летие со дня рождения Н.А. Львова.
Можно надеяться, что его знаменитая ротонда в имении Раек, усыпальница в Никольском-Черенчицах, винный погреб в виде пирамиды будут приведены в порядок. Сейчас они, к сожалению, выглядят чрезвычайно безрадостно.
Архитектурные ансамбли Торжка далеки от официальной строгости и деловой представительности. Они пронизаны теплотой, непосредственностью и тем очарованием, которое характерно для малых русских городов. Умение вписать архитектурное сооружение в окружающий. ландшафт, бережное отношение к природе — вот что радует и Торжке, где на протяжении веков работали и именитые, и безымянные русские зодчие.
Ушедший 1999 год, без сомнения, попадет в историю археологического изучения древнего Торжка. На левобережье Творцы (по улице К. Маркса и Тверецкой набережной) были заложены два раскопа, которые получили название Воздвиженские 1 и 2. Общая площадь изучаемой территории более 2300 квадратных метров. По своим масштабам это крупнейшие городские раскопы в России за этот год.
Археологические раскопки по договору с ОАО «Пожтехника» проводят Всероссийский историко-этнографический музей под научным руководством кандидата исторических наук П.Д. Малыгина, Тверской государственный университет (Е.В. Логутина, Ю.В. Степанов), Тверской государственный объединенный музей (О.М. Олейников, В. и Е. Романовы) и Институт истории материальной культуры Российской академии наук в Санкт-Петербурге (В.И. Кильдюшевский).
Вскрыты слои XII-XIV веков, а самым интересным объектом стала усадьба Новоторжского купца, жившего в XII-XIII вв. на берегу Тверцы напротив Новоторжского кремля. Нетронутым позднейшими перекопами сохранился участок усадьбы площадью 40 кв.м. Именно здесь найдены четыре берестяные грамоты. Из одной из них удалось узнать, что владельцем усадьбы был купец но имени Сбыня (видимо, от уменьшительного Сбыслав). По-видимому, это был богатый, с широкими связями человек. На его усадьбе найдены обломки восточной керамики, причерноморских амфор, янтарные и хрустальные бусы.
Находка четырех берестяных грамот, речь в которых идет о торговых и денежных сделках, -выдающееся событие. Исследователи подчеркивают, что грамоты были найдены не в центре города, а в его заречной части, что свидетельствует о значительных размерах средневекового Торжка. Изучение культурных слоев XI-XII вв. позволит дать ответ на многие вопросы. Как теперь стало совершенно ясно, раскоп стал ценнейшим археологическим памятником, требующим к себе внимания и бережного отношения.
Если вы захотите приехать и Торжок, чтобы увидеть старинные площади, побывать па древнем городище, подышать сосновым воздухом окрестных лесов, постоять на мостах, соединяющих нас с прошлым, будьте уверены — город вас встретит радушно, как в старые времена. Жаль вот только что «пожарских котлеток» отведать не удастся, хотя все может быть…
Автор: Ольга Хромова, архитектор
[Журнал «Вести Союза архитекторов России», N1 (5), апрель 2000 г.]