Урбоэкология и социум
Многообразный и бесконечный, постоянно изменчивый окружающий нас мир под названием «природа» в неисчерпаемом движении своем создает невероятно сложную и разнообразную систему связей. Всеобщая взаимосвязанность ее элементов породила специфическое явление — «общественную жизнь». Растущие и пользующиеся одними и теми же ресурсами почвы, влаги, воздуха и света, включенные тем самым в конкурентную борьбу, растения образуют сообщества, в которых организмы связаны системой отношений, обусловленных их видовыми свойствами. Разного рода объединения образуются и в мире животных, в которых складываются достаточно устойчивые связи, обеспечивающие удовлетворение потребностей. В некоторых сообществах (как насекомых, так и позвоночных) существует разделение функций, иерархия и даже общественное регулирование поведения отдельных особей.
Однако наиболее правильным и исчерпывающим понятие «общественная жизнь» становится при использовании его для обозначения человеческих сообществ — социума. Объединение в социальную общность — единственный способ выживания человека в природе, способ удовлетворения его первичных — биологических (физических) — потребностей. И этот способ неизбежно предполагает преобразование природы, а не занятие в ней соответствующей «экологической ниши» — такой «ниши» в природе для человека нет в силу его способности производить, творить «вторую природу».
Природная среда, преобразуемая общественно обусловленным способом, утрачивает свою «естественность», становится средой жизнедеятельности социума («неорганическим телом» всех его индивидов) и изменяется вместе с ним, превращаясь тем самым в природу «историческую». Социум, рассматриваемый в единстве с его «исторической» природой, представляет собой целостное образование, некую «социосистему», которая на разных этапах своей истории обладает особыми качественными характеристиками, отражающими достигнутый уровень развития — уровень культуры.
Современная градоэкология как раз имеет дело со специфической «социоэкосистемой», появившейся в ходе исторических преобразований, — городом. И возникла эта наука потому, что преобразовательная деятельность такого рода социума деструктурировала «экосоставляющую», что поставило под угрозу его собственное существование. Массовое появление городов, их небывалый рост в последнее столетие (мировой процесс урбанизации) поставили на грань экологической катастрофы всю планету.
Градоэкология сегодня, изучая трансформации природных элементов под действием процессов жизнедеятельности социума и обратное влияние этих трансформаций на человеческий организм, главным образом решает технологическую сторону проблемы. Суть же ее, на наш взгляд, состоит в культуре взаимодействия социума и природы, в человеческом отношении к ней, то есть в отношении не как к внешней среде и не только как к источнику средств существования, а как к возникающему вместе с человеком его неорганическому телу, о котором нужно заботиться как о своем теле органическом.
Осознание человеком своей неразрывной связи с природой — продукт исторического развития, и происходит оно по мере роста его культурного уровня. Как ни парадоксально, те, кто давно и детально изучает процесс урбанизации, связывают этот момент с формированием городской культуры, утверждая, что природу можно сохранить не вопреки, а благодаря урбанизации.
В самом деле, среда крупного города, где сосредоточены культурные ценности всего общества, где человек включается во множество социальных связей, создает благоприятные условия для развития личности, роста ее культурного потенциала. И характер труда горожанина специфичен: в сфере материального производства он имеет дело с уже преобразованным природным продуктом, несущим «следы» предшествующей деятельности (исключение составляет лишь добывающая промышленность), да и свои физические потребности он удовлетворяет опосредованно — через обмен. Таким образом в рамках материального производства непосредственная связь с природой утрачивается. Но зато возникают новые, ранее не имевшие места отношения.
В крупном промышленном городе человек начинает ощущать потребность в чистом воздухе и осознает его полезность для своего организма. Интенсивный ритм городской жизни обостряет потребность общения с природой с целью снятия психологического напряжения. Потребность в природе приобретает социальную обусловленность. Причем по мере усиления процесса урбанизации она укрепляется, становится массовым.
Надо полагать, что изменение целей общения человека с природой, особенно увеличение доли целей духовных, меняет характер отношения к ней. Следовательно, целенаправленное развитие урбанизации, становление городской культуры, могло бы сыграть существенную роль в решении экологических проблем. Однако управлять процессом можно только тогда, когда известны закономерные черты его. Не останавливаясь на этом особенно детально, попробуем проследить логическую цепь в истории развития социума, чтобы обозначить последовательно характерные его качественные изменения, ведущие к изменениям в отношении природы.
Первобытный социум — родовая община, скрепленная узами родства — природнообусловленной связью. Взаимодействие ее с природой носит резко выраженный присваивающий характер. Человек первобытной культуры практически еще животное, не способное выделить себя из окружающей среды и родового коллектива.
Переход к земледелию и закрепление земельного надела за отдельной семьей породили новую форму социальной общности — соседскую (земледельческую) общину. Внутреннее единство ее обеспечивалось лишь общностью языка, происхождения да той частью земли, которая была не делима. Теперь человек отделял себя от животного мира своей телесной организацией, но его собственный мир ограничивался земельным наделом, жизнь подчинялась природному циклу.
Однако в отдельных уголках Средиземноморья, где плотность населения была особенно высока, возник специфический союз свободных землевладельцев, объединившихся с целью защиты своей территории. Союз этот предполагал кооперацию в труде для общих интересов, что и породило собственно социальную связь. Член этой гражданской (городской) общины включался не только в общение с природой (в дальнейшем это вообще закрепилось за рабами), но и в общение с другими людьми, что обусловило формирование самого института гражданства (системы прав и обязанностей, коллективного самоуправления и выборных органов) и, тем самым, возникновение духовного производства, ставшего прерогативой свободных граждан.
Городские отношения, с одной стороны, стимулировали развитие социальных потребностей (отличных от потребностей отдельного индивида), активизировав при этом преобразовательную деятельность. Социум в буквальном смысле творит «вторую природу», отгораживаясь при этом от природы естественной городскими стенами, лишь пашня входит в городскую черту. С другой стороны, они породили ощущение коллективной сущности человека, сформировали соответствующую систему ценностей. Вот что по этому поводу писал древнеримский философ Цицерон: «Людей объединяет общность языка и происхождения, но еще более тесной формой связи следует считать принадлежность к одной и той же гражданской общине. Ибо здесь очень многое оказывается совместным, общим достоянием граждан: форум, портики, святилища, улицы, законы, права, суды, голосование, обычаи и дружеские связи, всякие взаимные расчеты и дела. Все это создает такую связь между людьми, которая наиболее близка и дорога каждому, которая превращает граждан в единый коллектив. Ибо дороги родители, дороги дети, родственники и близкие друзья, но все привязанности всех людей вмещает в себя одно только отечество, за которое какой добрый гражданин усомнится подвергнуться даже смерти, если она пойдет отечеству на пользу».
Принадлежность к городскому коллективу формирует чувство ответственности каждого члена этого коллектива за судьбу своего «микрокосмоса», составным элементом которого является включенная в эти отношения природа (в данном случае — пашня).
Другое качественно новое отношение к природе, возникающее в городской общности, связано с развитием духовного производства, формированием на его основе эстетических чувств человека.
Свободный от поиска средств к существованию (в данном случае эту свободу обеспечивало рабство), человек может предаваться творческой деятельности, проецируя ее законы — законы красоты — на творения природы. Вот почему природные элементы становятся неотъемлемой частью городского жилища античного гражданина.
Однако античная коллективная сущность — явление ограниченное. Даже внутри самого города гражданскими отношениями была охвачена только часть социума, следовательно, и к городской культуре приобщалась только она.
Поскольку сами эти отношения опирались на военный союз, выросли из него, войною же и были разрушены.
Прервав тесную связь человека с коллективом, средневековье погрузило его в себя, сформировало жизненно важные духовные связи. Этот период в развитии социума можно назвать периодом культивирования души, рождения всеобщей духовности, подготовившей почву, на которой выросла культура эпохи Возрождения. Социальной же основой становления и развития последней был союз свободных ремесленников, образовавших городской социум.
Как и в античности, городской социум стал двигателем прогресса, поскольку союз свободных граждан стимулирует развитие социальных потребностей и гарантирует их реализацию, что неизбежно активизирует саму производительную деятельность, процесс развития производства как материального, так и духовного. Оставив за городскими стенами труд земледельца, предполагающего непосредственное общение с природой, ремесло изменило жизненный цикл горожанина — появилось такое понятие, как досуг — свободное от работы время, а вместе с ним и возможность приобщения к творчеству, духовной культуре всех граждан.
Дальнейший качественный скачок в формировании городской культуры связан с развертыванием промышленного производства, которое резко увеличивает масштаб взаимодействия социума с природной средой, расширяет мир человека. С одной стороны, это приводит к сильным разрушениям ее, с другой — широта освоения углубляет знания ее законов, укрепляет связи с природой, порождает осознание своего единства с ней. Именно в этот период формируется экологическое сознание. Природа входит в городскую среду как элемент, выполняющий защитно-оздоровительную функцию.
Развитие сферы досуга, широкое приобщение горожан к культурным ценностям, сконцентрированным в крупнейших городских поселениях, сделали природу необходимым и любимым «партнером» общения городского жителя.
Наделенные эстетическими качествами природные элементы прочно вошли во «вторую природу», породив ландшафтную архитектуру.
Таким образом, по мере «очеловечивания» самого человека, приобщения его к городской культуре природа становится осознанно неотъемлемой частью человеческого мира, его действительным «неорганическим телом». И если первоначальное единство человека с природой можно было трактовать как нерасчлененность, то сейчас как интеграцию.
Жители современного крупного города обладают довольно высоким потенциалом городской культуры в отношении природы. Как показывает анкетный опрос населения города Самары, наиболее важными и первоочередными реконструктивными мероприятиями горожане считают улучшение экологического состояния, создание малых скверов и садов, санитарно-защитных зон, озеленение дворов и благоустройство пустырей. Территория, заросшая бурьяном и случайно посаженными деревьями, плохо согласуется с эстетическими представлениями современного горожанина.
Однако потребность в природе, демонстрируемая самарянами, — потребность «для себя», которая может трактоваться как права человека на здоровье и красивое окружение, но городская культура, городские отношения, предполагают развитие потребности «для других», которую следует рассматривать как обязанность всех граждан «социоэкосистемы» заботиться о своем окружении как о собственном органическом теле и сохранить его для последующих поколений, чтобы «история» состоялась. А это возможно только тогда, когда городские отношения будут реализованы в полном объеме, когда заработает «институт гражданства», сложится реальное самоуправление. Без этого экологическую проблему не решить, как не решить ее без развития культуры, упрочнения ее позиций, без формирования чувства гармонии мира, осознания красоты природной целесообразности.
Градоэкология должна расширить свои границы — встать на защиту социально ценных завоеваний урбанизации и уже в качестве урбоэкологии умножить свою эффективность.
Автор: В. Мельникова, доцент Самарской государственной архитектурно-строительной академии, кандидат архитектуры