«Арт-ковчег. Ной XXI века»
«Мы предлагаем отказаться от архитектуры, то есть выйти за рамки и посмотреть на весь этот вязкий и долгий процесс снаружи, потому что человек, который лет 15-20 провел в узкопрофессиональной клановой среде, начинает заболевать «профессиональным идиотизмом». И ему требуется вернуться в мир людей и перестать разговаривать на профессиональном жаргоне, расширять свой словарный запас, заниматься самыми разными вещами, иногда смотреть на себя со стороны и… улыбаться. Смотреть с юмором не только на все, что его окружает, но, прежде всего, на себя самого. Тем самым он сможет застраховаться от совершения им многих и многих ошибок». Так вкратце охарактеризовал архитектор Вадим Мошин идею проекта, выполненного им совместно с группой единомышленников на традиционном 4-м Самарском международном архитектурном семинаре. Как мы уже писали, архитекторы из Нидерландов, Австрии, Испании, Италии, США съехались, чтобы совместно с российскими коллегами решить проблему благоустройства берегового пространства Волги, активизации его функциональной программы и архитектурного имиджа.
5 августа к архитекторам присоединились известные русские поэты-концептуалисты Михаил Айзенберг, Александр Макаров-Кротков, Юлий Гуголев, Стелла Моротская. Именно с их приездом началась благотворительная акция под названием: «Самарский пролог первого кругосветного художественного путешествия «Арт-ковчег. Ной XXI века».
7 августа в рамках акции в Доме архитектора состоялся литературно-театральный вечер, где любители театра авангарда смогли увидеть драматическую инсталляцию «Пушкин после Пушкина» в постановке Сергея Лейбграда. Затем последовали поэтические чтения. Вечером поэты и архитекторы отбыли в плавание по Волжской кругосветке «в максимально приближенных к первобытности и первозданности условиях».
Организаторами акции — фондом «Провинциальная культура. Самара — Нижний Новгород», информационным агентством «Ритм — М», Самарским международным клубом архитекторов, Ассоциацией независимого искусства — объявлено, что все происшедшее является лишь репетицией международного кругосветного плавания, которое стартует в Сочи в августе 2000 года. Его участники — деятели культуры и искусства — совершат восхождение на гору Арарат, а завершится путешествие в октябре 2002 года в Санкт-Петербурге.
Шхуна-ковчег строится в Петрозаводске. Готов уже и макет корабля, который отправится по рекам кругосветки. Автор макета — член оргкомитета акции, доцент СамГАСА, председатель Международного самарского архитектурного клуба «GAUSE» Сергей Малахов.
То, что архитекторы «натворили» за две недели радостного и светлого празднества, можно увидеть в Доме архитектора на выставке архитектурных проектов: «Самара и Волга. Концепция берегового пространства», которая, открывшись 9-го августа, будет работать в течение двух месяцев.
Сергей Малахов на церемонии открытия выставки горячо поблагодарил иностранных гостей, самарских архитекторов, студентов академии, откликнувшихся на призыв принять участие «в этом, возможно, несколько странном для профессионалов мероприятии». Он сообщил также, что архитекторы в течение семинара отнюдь не были брошены на произвол судьбы: могли, например, получить необходимые консультации у главного архитектора города Владимира Жукова. Г-н Малахов выразил надежду, что семинару и впредь будет оказываться поддержка со стороны администрации города Самары.
Затем слово было предоставлено Владимиру Жукову. Он поблагодарил участников за плодотворный труд на благо нашего города. В связи с тем, что в 2005 году закончится действие генплана Самары, г-н Жуков предложил тему следующего 5-го Международного архитектурного семинара: «Концепция развития города». «Надеюсь, эта тема будет интересной как для профессионалов-архитекторов, так и для горадминистрации», — сказал он.
По завершении официальной части состоялась «защита» проектов, где авторы от простого повествования переходили порой к театрализованному действу, как, к примеру, бригада Александра Головина.
Более подробно о каждом из проектных предложений по изменению берегового пространства мы постараемся рассказать в очередном номере «Акцентов».
Автор: Татьяна Самойлова