Усадьба Курлина — памятник стиля модерн

Архитектура модерна стала предметом исследований с середины 60-х годов нашего столетия. В первую очередь внимание искусствоведов было направлено на постройки в стиле модерн в Москве, Петербурге и других крупных городах. Зодчество провинциальных городов России вызвало интерес лишь в конце 70-х — начале 80-х гг.

В серии монографий и статей этого периода упоминаются и даются изображения зданий в стиле модерн поволжских городов, в т.ч. Самары.

Самое раннее упоминание особняка Курлина как памятника эпохи модерна относится к 1971 г.
(Е.А.Борисова, Т.П.Каждан), далее: Е.И.Кириченко — 1978 г., В.В.Кириллов — 1979 г., А.И.Власюк — 1983 г., Н.В.Мельникова — 1991 г., Е.Г.Борисова, Г.Ю.Стернин — 1994 г.

Из всего перечисленного наиболее полное описание дома Курлина дано Н.В.Мельниковой в статье, посвященной А.У.Зеленко. Ошибок и неточностей, однако, не избежал никто. В первую очередь это касается даты постройки. Указывался 1900 год.

Документ, устанавливающий дату постройки, — «Оценочная ведомость N 728 за 1902 год»: «Во второй части города, в квартале N 73 на углу улиц Саратовской и Алексеевской, вновь строится каменный в 2 этажа с подвалом дом мерою 12х14 саженей, который, по предположению, будет отстроен не ранее будущего 1903 года…» Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1904 год (а она составлялась по данным 1903 г.) дают место проживания хозяина дома с супругой — угол Алексеевской и Саратовской, ныне Красноармейской и Фрунзе.

Кроме дома на собственно усадебном месте были заложены две надворные службы (постройки), в которых разместились каретник, конюшня, погребица, ледник, дровяник. Из 480 квадратных саженей усадебного места жилой дом занимал 168 кв.саженей. Все это настоящее недвижимое имущество оценивалось в 18648 руб.

Именно в такую сумму был оценен еще не достроенный дом с надворными службами. Следует отметить, что средняя стоимость «богатого дома» в Самаре тогда составляла 5-6 тыс руб.

В оценочной ведомости владелец этой недвижимости определен так: «Принадлежит Курлину Александру Георгиевичу, самарскому купцу…».

А.Г.Курлин (1870-191?), самарский купец 1 гильдии, зерноторговец, потомственный почетный гражданин, был хорошо известен в Самаре как председатель биржевого комитета, как гласный Городской думы (1897-1900), кроме того, председатель попечительского совета коммерческого училища, товарищ председателя фотографического общества и т.п.

До 1906 г., пока рядом не было костела, особняк Курлина доминировал на перекрестке ул.Саратовской и Алексеевской своим объемом, фасадами, эркером и декоративными решетками ворот и ограды, завершая угол 73-го квартала города. Однако как яркий объект архитектуры он не потерял своего значения и позже. Особняк Курлина упомянут в романе А.Н.Tолстого «Хождение по мукам» в главе 10-й второй части романа «1918 год»: «…Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами особняка Курлиной».

Дом Курлина сразу стал украшением города, о чем свидетельствуют почтовые открытки с его изображением, выпущенные в 1905 и 1906 гг. Фотографии дома известны в период между 1908 и 1914 гг. Каждое десятилетие на свет появлялся новый снимок особняка.

В выборе проекта жилого дома для семьи в стиле модерн, несомненно, отразились не только материальные возможности, но и личные качества А.Курлина, его характер. Он был представителем третьего сословия, «людей, живущих в небольших комнатах трудом своей головы и рук своих», у них центр тяжести роскоши переместился из приемной в рабочий кабинет, в жилые комнаты. Свои устремления к новому, совершенному и прекрасному третье сословие могло осуществить отчасти преобразованием своего быта.

Проект дома принадлежал А.У.Зеленко (1871-1952 ). Его биография, анализ построек в Самаре представлены в упомянутой статье Н.В.Мельниковой. В 1892 г. А.У.Зеленко окончил институт гражданских инженеров, совершил поездку в Вену и в течение года слушал лекции по строительному делу в Высшем политехническом институте. Середина 90-х гг. XIX в. — время первых построек модерна в Бельгии, Германии и Австрии. В Вене Зеленко постиг суть модерна и стал его сторонником.

В возрасте 26 лет, в 1897 г., Зеленко приехал в Самару, где проработал 3 года. В то время, когда А.Г.Курлин был гласным Самарской городской Думы, А.У.Зеленко состоял на службе заведующим дорожно-строительным отделом и с 1-го ноября 1899 по 1 ноября 1900 года состоял в должности городского архитектора. Как произошла встреча ровесников, двух Александров, Курлина и Зеленко, и была ли таковая, вряд ли удастся узнать. Выбран был именно его проект. Так как Зеленко в 1900 г. покинул Самару, то, по всей видимости, особняк строился без него. Этим можно объяснить некоторые архитектурные несуразности в интерьере дома.

Особняк Курлина стал самой талантливой постройкой А.У.Зеленко в стиле модерн. Этот стиль, выступивший с программой обновления зодчества, с лозунгом «современность и новизна», предложил новый тип жилища — особняк, в котором были заложены все его программные установки. В первую очередь, это — полезность, целесообразность и красота. Преобразование среды модерн начал с преобразования средствами искусства сферы ежедневного пребывания человека, его дома. «Модерн внимателен к бытовым удобствам, ценит комфорт, уют, гигиену и др. проявления чисто материальной полезности».

Программная установка модерна — проектирование «изнутри-наружу» была выполнена А.У.Зеленко прекрасно — дом всефасаден, его объем выразителен. Целесообразность его формы подчеркивается окнами 27 типов, их конфигурацией, размерами, свободным расположением на разных уровнях (южный и северный фасады), она продиктована внутренней планировкой дома. Линейность композиций модерн заменяет центричностью, растянутость — компактностью. Зеленко не оставляет и следа коридорной планировки. Центром пространства особняка стал холл, вокруг его вертикальной оси на 2-х уровнях компонуются все комнаты (их 22). Между помещениями — гибкая взаимосвязь, их соединяет множество различных дверей (на 1 этаже — 6, на 2 — 5). Это отвечает новым представлениям о быте и комфорте. Компоновка дверей такова, что нет никакой запрограммированности какого-либо одного движения (в отличие от анфиладной, коридорной планировки). Квадратные комнаты сочетаются с прямоугольными, малые с большими. Из их разновеликих объемов Зеленко создал единую цельную асимметричную объемно-пространственную композицию особняка. Функциональное назначение большинства комнат архитектор подчеркнул художественным образом.

Стоит остановиться только на образе будуара, т.к. здесь встречаются разночтения. В этой самой маленькой парадной комнате особняка мы находим основные художественные признаки модерна — стилизацию, синтез искусств: витраж, живопись, паркет, лепной декор. Особенно выразителен лепной декор — фантастическое переплетение длинных гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка как бы обрамляет парящую женскую фигурку с «золотым» веночком на груди, окутанную тонким прозрачным покровом в виде крыльев легкой бабочки. Интимность будуару придавал витраж окна и локальное освещение.

Художественный образ остальных парадных комнат описан Н.В.Мельниковой, и он не вызывает каких-либо возражений.

Как художник Зеленко подошел и к материалу, который в модерне является не только практическим средством, но и художественным. Всю гамму сопоставлений различных материалов мы встречаем в особняке Курлина: зеркальное стекло, дерево (дуб) и черный металл; красная медь, огнеупорный глазурованный кирпич и гладкий мрамор; бронза, гранит и мрамор; латунь и зеркальное стекло; лепной декор и фактура штукатурки (гладкой и гротовой). Сочетание плитки по фактуре и сопоставление ее по цвету (гостиная), различный в каждой комнате рисунок паркета — все подчеркивает художественный образ помещения.

Здание особняка Курлина, причисленное специалистами к лучшим образцам русского модерна, отвечает словам известного французского искусствоведа о модерне: «архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят».

Удобства и комфортабельность дома Курлина были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу; имел современную систему отопления горячим воздухом. Материальные остатки этой отопительной системы — каналы внутри стен, выходящие внутрь комнат. Они оснащены жалюзи, прикрытыми никелированными декоративными прорезными решетками различной величины. Кроме того, сохранился довольно большой резервуар для жидкого топлива, удачно встроенный под лестницей, ведущей в подвал дома. Из этой емкости по трубе жидкий мазут транспортировался в котел, который, по рассказам работниц детского сада N 46, в начале 60-х годов был «разрезан» газосварочным аппаратом и вынесен по частям. Никто, к сожалению, не помнил, с какого времени котел не функционировал. Жидкий мазут на дне емкости глубиной до 5 см был обнаружен в октябре этого года.

В продольном сечении резервуар для мазута имеет форму треугольника, в верхней части емкости со стороны входа в подвал имеется небольшое отверстие, видимо, для заполнения топливом. К системе отопления, вероятно, относится и небольшое помещение подвала, в которое выходят три канала, один из них покрыт копотью и сажей. Естественная вентиляция дома осуществлялась, видимо, по тем же каналам.

В особняке имелась канализация. Она известна по документам (оплата счетов за очистку ретирадов) и материальные следы — подземную емкость посреди двора, которую лишь два года назад подключили к городской канализации.

Хозяева дома были одними из первых абонентов телефонной станции. Все комнаты освещались электричеством.

К сожалению, «от сверкающих светлым кафелем и золотистой бронзой кухни и ванных комнат» ничего не осталось. Эти помещения не раз подвергались трансформации, и сейчас можно говорить только о том, где они располагались (подвал и часть особняка, выходящая на дворовую сторону.

К 1914 г. А.П.Курлина уже вдова. Видимо, с этого времени особняк стали называть домом Курлиной. В 1917 г. А.П.Курлина могла еще иметь свою недвижимость, а вот в 1918 г., особенно после освобождения Самары от белочехов, вряд ли. Что с ней стало, пока неизвестно.

Имеются сведения, что застенок, устроенный белочешской контрразведкой в подвале дома, не был ликвидирован после их ухода, а использовался в том же качестве и в 1918, и в 1919 гг., но уже другой властью.

Конкретных данных о владельцах здания с осени 1918 г. до середины 20-х гг. пока не найдено.

В собрании нашего музея имеется фотография без даты «Вид на дом Курлина с улицы Фрунзе». Удалось прочесть на верхней части ризолита на поздних декоративных «лентах» надписи: «Самарский губотдел труда. Губернское управление социального страхования». А на вывеске парадного входа: «Музей охраны труда и гигиены Самарс.Г.О.T.».

В адресно-справочной книге «Вся Самара на 1925 г.» на с. 218 найден адрес: «Самарский Губернский отдел труда — Г.О.T. — угол Красноармейской и Саратовской, д.161.» Этот же адрес указывает еще на одного пользователя — «Биржа труда». Таким образом, в 1924 г., когда готовилась эта книга, и в 1925 г. в доме Курлина находилось как минимум три организации: Самарский губернский отдел труда, Музей охраны труда и гигиены Самарск.Г.О.T. и Биржа труда.

Следующие сведения охватывают два года. С 1-го октября 1928 г. по апрель 1929 г: «Три небольшие комнаты на 2-м этаже в особняке на углу улиц Фрунзе и Красноармейской» были предоставлены историко-революционному музею.

В 1928-29 гг. здание занимал предположительно «окружком ВКП(б)».

В декабре 1928 г. в БТИ было заведено дело на усадьбу, составлен схематический генеральный план усадьбы, планы подвала, 1 и 2 этажей жилого дома, а также каретника и хозяйственного строения. Это самый ранний сохранившийся план усадьбы и дома. Позже, видимо, в 1929 г., особняк был передан детскому саду.

В 1940 г. в подвале дома Курлина (детсад N 46) открыл свой филиал музей революции. В 1941 г. в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, два этажа здания занимало посольство Королевской Швеции. На это время подвал дома был закрыт. В 1943 г. детский сад N 46 «отвоевал» дом Курлина в результате ходатайств и переписки. Решением Куйбышевского облисполкома N 617 от 19.11.66 дому Курлина был определен статус исторического памятника. В начале 70-х гг. детсад N 46 получил новое помещение. А дом Курлина был передан на баланс Куйбышевского областного музея краеведения решением Куйбышевского горисполкома N 588 от 1973 года. И хотя особняк некоторое время занимал областной отдел народного образования, музей начал ремонт и реставрацию дома, проектирование и строительство новой экспозиции. А когда в 1987 г. ремонт усадьбы был закончен, она была принята на госучет как памятник архитектуры (решение Куйбышевского облисполкома N 165 от 06.05.87).

За свою почти столетнюю историю дом Курлина много потерял. Лучшее, что в этой истории случилось, — он попал в руки музея, и теперь «Усадьба Курлиных» — объект исторического и культурного наследия федеральной значимости (Указ Президента РФ от 20.02.95). Было сделано все, что возможно, для восстановления архитектурного облика особняка и усадьбы в целом, и эта работа, хотя и медленно, но продолжается.

Что же утрачено? Полностью утрачена система естественной вентиляции, заложены выходы каналов, забиты строительными отходами. Нарушена конструкция крыши. В середине 60-х годов начал рушиться световой фонарь над парадной лестницей, посыпалось стекло витража. Башенку фонаря закрыли, устроили над лестницей глухой потолок, стало темно. Был засыпан «родной» вход в подвал. Какие-то перепланировки исказили часть особняка на первом этаже, на втором этаже из спальной комнаты была пробита дверь в комнату прислуги, в другой спальной комнате появилось второе окно. Исчезли окна и приямки на ул.Красноармейскую и во двор (из подвала), вместо окна из подвала в дворовую часть была встроена дверь. Исчез витраж в будуаре, сохранилось всего два фрагмента, частично утрачено зеркальное стекло на парадном входе, изъяты верхние фрагменты почти всех дубовых дверей на первом этаже, полностью утрачен паркет вестибюля, холла, буфетной, гардеробной, одной спальной комнаты. Частично удалось сохранить облицовочную декоративную плитку с балкона на фасаде по ул.Красноармейской во время его ремонта в 1995-96 гг. Что-то воссоздавалось не в том качестве: решетки на балюстраде выполнены не в бронзе, а в дюралюминии с покраской под бронзу.

В настоящее время есть проект полной реставрации дома Курлина и усадьбы в целом, но финансирование работ по нему пока не предвидится. Но дом Курлина живет, работает и, несмотря ни на что, украшает наш город.

Автор: Р. Ключникова, СОИМК им.П.В.Алабина

Смотрите также:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники