Вот парадный подъезд

Порталы всегда были украшением города, особым знаком дома, смысловым звеном взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств. Традиция портала надолго ушла из современной архитектуры, уступив место безликому проему и стеклянной плоскости. Однако в последнее время интерес к архитектурному оформлению входа, несомненно, возрождается, а значит, привлекает внимание к историческим образцам, таким, как порталы зданий рядовой городской застройки конца XIX — начала XX века.

Санкт-петербургские порталы — это особый пласт городской культуры и архитектурного творчества. Мы вправе говорить об искусстве портала. К сожалению, нас часто огорчает печальная картина, типичная не только для Санкт-Петербурга: старые порталы разрушаются, беднеют, теряя характерные детали, искажаются до неузнаваемости под натиском современного стандарта и рекламы. Их сегодняшнее состояние — часть общей проблемы реконструкции исторической застройки, реставрации и обновления фасадов, дизайна городской среды.

На этом целостном, уникальном и наиболее функциональном фрагменте фасада особенно откровенно отразились перипетии уходящего столетия. Продолжают болезненно сказываться на состоянии порталов и динамичные процессы наших дней.

В Санкт-Петербурге эпоха порталов связана с развитием доходного домостроения, торговли, банковского дела, с расцветом архитектуры эклектики и далее — с кратким и ярким периодом модерна. На протяжении нескольких десятилетий порталы — пышные и строгие, богатые и скромные — были неотъемлемой частью городского пейзажа. Мастерами оформления парадных входов в жилые дома, особняки, банки, магазины, страховые общества были многие видные архитекторы петербургской школы: Г. Барановский, Л. Бенуа, Ф. Лидваль, М. Месмахер, П. Сюзор, В. Шауб, В. Шретер и другие.

В плотной застройке, когда основным полем для творчества оставался фасад с единообразным ритмом окон, портал становится главным акцентом, кульминацией композиционной идеи и стиля, «визитной карточкой» как владельца дома, так и архитектора. Оформление портала выражало принадлежность и назначение здания, сто градостроительный статус, социальный ранг его обитателей. Эффектное, приглашающее, комфортное устройство входа требовало от архитектора виртуозности.

Традиционный портал — это сложный архитектурно-предметный комплекс. Он включает пластическое решение и отделку стены, лепной и скульптурный декор, металлическое убранство, освещение, оформление дверных полотен, фурнитуру, конструкцию ступеней, покрытие пола, даже размещение необходимой информации — номера дома, указателей квартир, инициалов владельца, года постройки, название банка или магазина. Гармоничное единство всех компонентов, объединенных мотивами барокко либо ренессанса, готики, классицизма, русского стиля, модерна в лучших образцах старых порталов — это синтез архитектуры, искусства и, говоря современным языком, дизайна. Удивительно, как своеобразна и узнаваема авторская манера решения входа. Интересны диапазон вариантов в сочетании материалов, элементов и стилевых тем, да и само разнообразие форм.

На плане исторического центра Санкт-Петербурга вырисовываются участки, где плотность расположения и архитектурные качества порталов можно считать важной характеристикой городской среды. Таковы Петроградская сторона, Васильевский остров, район Таврического сада, Невский проспект, Морские улицы, Английская набережная — престижные районы доходной застройки, аристократические кварталы, деловой центр города. В жилых комплексах эпохи модерна парадные порталы переместились в глубь дворов, подчеркивая новый статус внутриквартальных пространств. Примеры немногочисленны, но тем более ценны.

Сегодня только старожилы могут рассказать о былом великолепии петербургских подъездов. Время, равнодушие и разруха не щадят даже памятники архитектуры и истории. Исчезают, рассыпаясь в прах, прекрасные козырьки, флагштоки, фонари. Так, здание типографии «Правда» (бывшая типография Березина) лишилось за последние годы почти всего металлического декора, ранее украшавшего его вход.

Померкли цвета отделочных материалов, под слоями пыли и грубой покраски исчезла выразительная фактура и тонкие детали. Осыпается лепнина. В драгоценной поверхности тесаного, колотого или полированного камня зияют все новые пробоины от сменяющих друг друга вывесок, табличек, указателей. По воле новоявленного хозяина свежевыкрашенный в невероятный цвет участок стены с порталом выделяется заплатой на закопченном фасаде. Пилястры, фронтоны скрываются под броской рекламной декорацией, создающей, по сути, иной «портал» — вызывающий.

Опасная тенденция таких преобразований нарастает. В первую очередь это касается дверных полотен с их сложной резьбой, профилировкой или стильными изгибами линий в духе модерна, в прошлом остекленных, а сегодня заколоченных фанерой и покрытых бесчисленными слоями краски. Замена старых дверей глухими конструкциями из стекла и металла — явление массовое и практически стихийное. Утраты в роскошной архитектурной оправе стали, увы, не исключением, а правилом, особенно на оживленных улицах и проспектах.

В тихих жилых районах порталы сохранились несколько лучше. Петроградская сторона между Кронверкским и Геслеровским проспектами пока остается настоящим заповедником парадных подъездов, оформленных во всем великолепии «северного модерна» и поздней эклектики. Но и они ветшают и гибнут.

На фоне разрушительных процессов нельзя не отметить и обнадеживающие явления. В первую очередь возникает «новое поколение» порталов: неприметный проем благодаря добротным, удачно стилизованным современным элементам — козырьку, светильникам, двери — приобретает новые акценты, обогащая композицию фасада. Вторую жизнь и свое лицо получает вход в подвал, если он стал магазином, кафе, салоном. В связи с этим вновь востребовано мастерство художественной ковки, ориентированное на традиционные технологии и исторические образы. Среди лучших примеров реставрации следует назвать порталы дома Лидваль (Каменно-Островский проспект, 1/3), в композиции которых тщательно воссозданы фонари различных типов.

Зафиксировать и не растерять то, что еще сохранилось, вспомнить утраченное, восстановить замыслы архитекторов, дополнить их в соответствии с современными требованиями комфорта, использовать в дизайне опыт новых форм — таково профессиональное отношение к уникальным деталям городской культуры и отдельного ансамбля.

Многообещающую инициативу в этом направлении проявляет Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж. Его студенты — будущие реставраторы — выполняют обмеры парадных подъездов, собирают исторические сведения и воспоминания жителей. Постоянно пополняемый фонд материалов и тот интерес, с которым относятся к этой работе будущие архитекторы, будем надеяться, возродит традиции порталов.

Автор: Елена Козырева, кандидат архитектуры, г. Санкт-Петербург
[Журнал «Вести Союза архитекторов России», N1 (5), апрель 2000 г.]

Смотрите также:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники