Проспекты, улицы, улочки. (Самара)
К Хлебной площади, старейшей площади Самары (вначале она называлась Театральной из-за первого самарского театра, открытого в 1855 году, затем Полицейской — из-за 1-го пожарно-полицейского управления), главной достопримечательностью которой была известная хлебная биржа (сейчас стационар больницы N 6), где велись переговоры о продаже самарской пшеницы в другие города и страны, примыкала улица Вознесенская (ныне улица Степана Разина). Неправильным изгибом улица обязана старым границам города и его древним постройкам: в далеком XVIII столетии здесь были насыпные валы земляного замка-крепости — фортификационного сооружения с казармами, складами, избой воеводы, зданиями управления, гошпиталем. Эта улица знавала в свое время не только праздно гуляющих, но и величественные шествия, крестные ходы, начинавшиеся у стен старого самарского кафедрального Спасо-Вознесенского собора, находившегося между нынешними Пионерской и Венцека и давшего название улице. Сейчас это причт Вознесенской церкви и братство Святителя Алексия.
В 1876 году, когда на Балканском полуострове братский славянский народ боролся за освобождение от турецкого ига, на самарской земле по инициативе нашего знаменитого земляка Петра Владимировича Алабина, ставшего впоследствии первым губернатором города Софии и выдающимся общественным и государственным деятелем России, было изготовлено монахинями женского Иверского монастыря Самарское знамя. Сшитое из двух полотнищ шелковое российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были изображены Кирилл и Мефодий — славянские просветители, на другой стороне в золотом кресте — образ Иверской Божьей Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых написано: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара, 1876 год». Ранней весной 1877 года, в день праздника Преполовения, именно в самарском кафедральном Спасо-Вознесенском соборе состоялся молебен по случаю освящения нового знамени и затем совершен крестный ход от стен собора к берегу Волги и обратно к собору.
На противоположной стороне улицы было уездное училище, открытое еще в 1825 году на Хлебной площади, а посде пожара переехавшее сюда, на Вознесенскую, и до сих пор существующее как школа N 63. Конечно, здание не раз перестраивалось, гимназисты XIX века уступили дорогу смышленой молодежи двадцатого, но преемственность знаний и духа просвещения так и останется навсегда на этой тихой самарской улице.
Улица напомнит нам об Алексее Пешкове — Максиме Горьком, которого Самара знала под странным именем Иегудиил Хламида. Жил он на Вознесенской с мая 1895 года в одноэтажном флигеле, со двора можно было видеть Волгу. До революции дом был надстроен двумя этажами. Позже здание передали музею.
С ростом города появлялись повсеместно новые строения: на улице Вознесенской — в основном жилые и доходные дома, такие, как особняк владельца лесопильного завода Наймушина, построенный на рубеже веков в модном тогда стиле модерн (сейчас это здание принадлежит консультации «Брак и семья»), доходный дом Лобанова (теперь больница Средневолжского речного бассейна), каменный замысловатый дом генерала Алексеева и т.д.
Сегодняшняя улица Степана Разина уже немыслима и без архитектуры 30-х годов — жилого дома с серпом и молотом, поликлиники, здания УВД, аптеки и клуба им.Дзержинского, что находятся в квартале между улицами Комсомольской и Пионерской. Замысловатая архитектура, цветник русского мастерства, — с одной стороны, и мрачноватые, темные каменные строения, тоже, однако, являющиеся памятниками истории и архитектуры послереволюционных лет, — с другой стороны. Ясно, что это жизнь иной эпохи, заповедник истории, которую мы не вправе забывать ни сегодня, ни завтра.
Е. Хаит, главный специалист музея строительства и архитектуры г. Самары, секретарь СОРОИС