Юрий Лужков: Москва остается городом мира
В Москве по инициативе российских деятелей культуры и под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова и генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора прошел Международный форум «За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии». Среди других проблем обсуждалась роль муниципалитетов в преобразовании мегаполисов, продвижении их к идеалам культуры мира.
Каждый из нас способен своими словами и поступками содействовать созданию психологического климата неприятия насилия, такого климата, который благоприятствует формированию ценностных установок, взглядов и типов поведения, свойственных культуре мира, терпимости, солидарности и диалога. Давайте в своей повседневной жизни, дома и на работе, в своем сообществе и стране руководствоваться главными заповедями культуры мира и ненасилия, чтобы защищать от разрушений города, центры духовного и материального прогресса, являющиеся наследием и достоянием прошлых, нынешних и грядущих поколений. (Из «Призыва участников Международного форума мэров городов и деятелей культуры и науки «За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии»)
К началу третьего тысячелетия средой обитания почти для каждого второго жителя планеты будут города. Большие и малые, столичные и провинциальные города как опорные базы человеческой цивилизации собирают людей для совместной жизни, труда, торговли, развлечений, получения образования, приобщения к культуре. В современных городах сосредотачивается политическая и экономическая власть, ресурсы знаний и запасы информации. Облик городов и уклад жизни населения в значительной степени олицетворяет в глазах внешнего мира государство и всю страну.
Города мира различаются так же, как народы и нации, однако все они служат местом общения разных по характеру, темпераменту и взглядам людей, нередко представляющих различные культуры и религии и часто
говорящих на разных языках. Для миллионов людей город — место начальной социализации человека, школа, где он открывает для себя плюралистический мир и учится совместной жизни с теми, кто говорит, думает и выглядит не так, как он сам. О современном мире в последние годы принято говорить, что он превращается в «глобальную деревню», имея в виду, что в мире глобальной информации и коммуникаций люди становятся ближе друг к другу, как соседи в деревне. Точнее было бы, имея в виду прогрессирующий рост городского населения, говорить о мире как о «глобальном городе».
Для того, чтобы этот «всемирный город» не постигла судьба Вавилона, его жители должны учитывать уроки прошлого и адаптироваться к вторгающемуся в нашу жизнь будущему. Исторически города предшествовали государствам, хотя нередко сами становились «городами-государствами». Известны города-республики, города-крепости, города-империи, города-университеты. Но какова бы ни была их историческая судьба, они, каждый на свой лад, выполняли две главные общественные функции, которые отразились в их древних наименованиях — polis и civis. «От греческого «polls», — напоминает Федерико Майор, — до грандиозных и нередко дегуманизированных городов XX века, — город остается привилегированным средоточием культуры и мысли, перекрестком всех течений и тенденций, которые оказывают влияние на жизнь мира, особенно в последние века».
Если традиции «polisa» в наше время превратили многие города мира в политические центры, то наследники римского «civis» закрепили за городами важнейшую общественную функцию: превращения горожан в граждан.
Москва— город, который, быть может, лучше других на практике испытал, чем отличается культура насилия и войны от культуры мира. Мы, как пишут в рекламных текстах, «почувствовали разницу». Более чем за восемь веков своего существования Москва увидела и испытала немало войн, пожаров и стихийных бедствий. Но именно Москва способствовала и объединению людей. В наше время на ее древней земле проводились всемирные фестивали молодежи и студентов, универсиады, международные турниры и состязания по различным видам спорта, Всемирные юношеские игры. Постоянно проходят международные симпозиумы и конференции ученых, художественные выставки, музыкальные конкурсы, дни национальных культур, Международный день славянской письменности и культуры и множество встреч, объединяющих людей мира.
Во время проведения различных международных мероприятий приобретается практический опыт конструктивного и творческого взаимодействия людей разных рас и национальностей, вероисповеданий и социального статуса. Именно Москва предложила новую формулу мирного сосуществования государства на планете — «многополярный мир».
В то же время в разных странах отмечен и такой феномен: во многих городах, особенно больших, нередко возникают громоздкие бюрократические структуры управления, в которых вопросы городской жизни решаются недостаточно оперативно и эффективно. Одновременно, получая в современных условиях все большую автономию, права на решение на местном уровне повседневных проблем своих граждан, города возвращают себе и другие функции: центров самостоятельной экономической жизни, очагов просвещения, культуры и образования, становятся лабораториями по выработке моделей общества будущего и приобретают все более независимый вес на международной арене. Администрациям, мэрам и выборным властям таких городов ежедневно и ежечасно приходится решать проблемы нового типа и нового мира, находить способы разумного сочетания интересов массы людей и отдельной личности, современной урбанистической цивилизации и окружающей среды, сосуществования различных наций и религий. Города в равной степени служат домом для старших поколений и для молодежи. Именно здесь проявляются в самой острой форме и наиболее драматичные социальные болезни общества, социальные контрасты.
Муниципалитетам и другим местным органам приходится решать острые социальные и экологические проблемы, которые зачастую являются источником конфликтов. Поэтому и становится необходимым уделять большее внимание источникам конфликта и оценке его напряженности. Приходится постоянно отслеживать, чтобы никто не исключался из процесса развития города, обеспечивать доступность государственных и других институтов гражданского общества для всех его членов, включая национальные меньшинства, маргинализированные и уязвимые группы населения, всячески поощрять расширение прав человека.
Москва постоянно проводит различные научные конференции, направленные на предотвращение возможных конфликтов за устойчивость в развитии города. Ежедневная жизнь Москвы, ее социальная, экономическая, градостроительная политика — это осуществление на практике принципов культуры мира. Мы ищем и находим новые формы солидарности людей. Мы надеемся, что опыт Москвы в этом отношении содействует исследованию и корректировке путей развития человечества в XXI веке. Москва постоянно дает примеры конструктивного сотрудничества практически во всех областях жизнедеятельности человека.
Конечно, нельзя сказать, что у нас, в нашем городе и в нашей стране все идеально. Мы не скрываем своих внутренних трудностей. Кстати говоря, весьма заметная их часть проистекает именно из-за неумения вести взаимоуважительный диалог, из-за неумения находить компромиссы и пути разрешения конфликтов. У нас огромное количество экономических и социальных проблем как на государственном, так и региональном уровнях. Но перед рубежом нового тысячелетия Россия должна восприниматься как единое целое. Это целое — часть планеты Земля. Здесь скрыта глубокая философская антиномия. Целое не может существовать без части, равно как и часть без целого. Мы должны учиться культуре сосуществования на планете, культуре взаимодействия в новой реальности третьего тысячелетия.