Цветы в интерьере, или почему плачет монстера деликатесная
История комнатных и кадочных растений начинается в Древнем Египте. Стремление окружить себя растениями в собственном доме всегда предполагало наличие высокой культуры обустройства жилища. Только в XV в. растения из тропических областей впервые прибыли в Старый Свет.
В конце XVI в. цитрусовые, пальмы, финиковые деревья начинают выращивать в оранжереях. И уже в первой половине нашего столетия комнатные растения стали совершенно привычным явлением.
В XV веке, когда путешественники из Голландии, Англии, Испании открывали новые земли, они знакомились и с удивительными тропическими растениями. А поскольку на кораблях почти всегда присутствовал доктор, то он, как человек, близкий к естественным наукам, в первую очередь интересовался неизвестными растениями. Брал черенки, листочки, которые прививал у себя на родине. Таким образом, в Старом Свете и появилось большинство комнатных растений. Часто путешественники не знали, как их назвать, и называли своими именами. Так появилась абелия — цветок, который нашел в Китае доктор Абель, проживший там несколько лет.
В Россию декоративные растения привезли позже, чем в Европу. Но известно, что уже при царе Алексее Михайловиче появились первые оранжереи. Они чаще всего были расположены в деревянных домах, которые обогревались печами, — тропическим растениям необходимо создать климат, близкий к природному. Оранжерея — это место, где выращивали заморские экзотические растения и так называемые деликатесные культуры, плоды которых можно было употреблять в пищу, — гранаты, лимоны, мандарины. В богатых домах оранжереи превращались в целые зимние сады. Туда приходили отдыхать, общаться с друзьями. Обычно оранжереи располагались неподалеку от большого зала, где проходили балы. Уставшие танцоры присаживались к приятным растениям, где обсуждали туалеты приглашенных дам или продвижение по карьерной лестнице знакомых кавалеров. Помните, в “Войне и мире” Наташа Ростова привела своего друга Бориса именно в оранжерею. Пока взрослые веселились на балу, дети прятались среди больших цветочных кадок.
Разводить цветы в комнатах могли позволить себе не только богатые. Простолюдины, люди среднего сословия хоть один цветок на подоконнике, но держали. Поливая и окучивая его, человек расслаблялся после трудового дня, набирался сил.
В XIX веке в России уже широко были известны такие комнатные растения, как пальмы, фикус, абелия, гибикус китайский, монстера, пеларгония, различные цитрусовые и многие другие. Все они были привезены из Океании, Австралии, Африки, Индии, Китая. Как выглядел дом прошлого века, хорошо видно в самарском Доме-музее Ульяновых. В этой семье среднего достатка разведением цветов занималась мама Мария Александровна. Весь дом и двор были в цветах. Присутствовали практически все перечисленные выше растения. Каждый цветок со своим характером и требует особого внимания и ухода, кто-то любит больше солнца, кто-то меньше, кого-то надо поливать ежедневно, а кому-то надо давать хорошенько просохнуть. Например, монстера деликатесная интересна тем, что перед выпадением осадков — дождя или снега — “плачет”. Так уж распорядилась природа, что при излишней влаге внутри себя, в земле, в воздухе, растение «выжимает» лишнюю воду.
Практически те же растения любимы людьми и сейчас. Если пройтись по домам или учреждениям, то можно увидеть все те же монстеры, пелагорнии, бальзамин (его в народе называют огонек, хрусталик, девичья краса или мокрый ванька), фикус и т. д. Всегда привлекают внимание подоконники, уставленные горшками с цветами. Конечно, надо уметь украшать свое жилище и офис цветами или растениями. Кто-то опирается только на свое чутье и вкус, а кто-то обращается за советом к специалистам.
Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество. Исключительно декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды, как драцена, филодендрон или фикус бенгальский, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих. Для маленьких комнат лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры с широкими и нежными листьями.
Особенно красиво выглядят растения на скромном, неярком фоне. Если узор на обоях мелкий, то на их фоне будут прекрасно смотреться крупнолистные растения, и, наоборот, к броскому узору обоев просятся филигранные листочки папоротников или ципериуса. При оформлении интерьера растениями следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещенной солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор. А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры. Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках. Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.
К прямым и элегантно изогнутым формам мебели из стали, стекла, мрамора и лакированного дерева подойдут либо растения ясных и отчетливых форм: сансевиерия трехполосая, монстера привлекательная, драцена и гусмания — или же для резкой контрастности растения, чей облик привлекает легкостью и непринужденностью: папоротники с перистыми листьями, розовая азалия.
К мебели из бамбука и ротанга, к маленьким шкафчикам и плетеным полкам, низким столикам и сиденьям подходят по стилю бромелии и орхидеи, восковой плющ, жасмин и т.д. Японскую ноту можно придать интерьеру, украсив его бамбуком, азалиями и растениями культуры бонсай.
Английский и французский стили мебели, как и бидермейер, гармонируют с кустистыми и пышно цветущими растениями, в облике которых есть мягкость: цикламен, камелия, а также пальмы и древовидные кадочные растения.
Авторы: Светлана Сафонова, Анна Смирнова