“Древесная графика” Республики Марий Эл
Очарование населённых мест Поволжья трудно переоценить. В наше неспокойное время галопирующего технического прогресса человеку просто необходимо иногда возвращаться к истокам своего бытия. Туда, где он не пигмей на залитой асфальтом и испепелённо-выстуженной площади, а естественная часть среды обитания, находящаяся с ней в гармонии и равновесии.
Мир зелени и уюта, пыльных проулков и малоэтажной застройки, где вековой уклад жизни не стёрт ураганом цивилизации, — это «глубинка». Настоящий «Клондайк» для археолога, архитектора, историка или просто любителя старины. Попадая туда, любой человек имеет возможность приостановиться в своём неутомимом беге от рождения к смерти. Спокойно оценить содеянное и пройденный путь, а также, что самое важное, повернуть в нужном направлении, если этот путь неправедный.
Во многом такому философствованию способствует жилая среда, сформированная под воздействием социально-бытового уклада предыдущих поколений и их представлений об эстетике жилища.
Старинные поволжские города и посёлки Республики Марий Эл начали застраиваться в XVI — XIX веках. Лесной марийский край, или, как его ещё называют, «марийская тайга», предоставил для строительства ценнейший и по сей день строительный материал — дерево. В руках искусных мастеров дерево приобретало новые формы и новую жизнь.
Жилая изба своей узкой стороной (торцом ) с окнами выходила на главную улицу. По фасаду обычно имела три окна. Такое расположение построек повлияло и на декор жилища. Фасад, который смотрел окнами на главную улицу, всегда обильно украшался резьбой.
Архитектурная резьба у марийцев не имеет давних традиций. Она как декоративное убранство народного жилища получила массовое распространение, начиная с 70-х годов XIX в. В это время вместо «курных изб» под непосредственным влиянием русской культуры стали строиться «белые» избы.
Резные украшения, независимо от степени их применения, были характерны для каждого жилища. Особенно ярко это проявилось в местах, близлежащих к Волге. Главное внимание уделялось декору наличников, фронтону и фасаду избы, которые украшались дощатыми карнизами. Остальные части постройки резьбой покрывались редко. Марийцы любили особо тщательно декорировать столбы ворот , которые сейчас почти не сохранились.
Распространённую резьбу в декоре марийского народного жилища можно выделить в несколько групп: плосковыемчатая (углублённая, с разновидностями трёхгранновыемчатой, ногтевидновыемчатой или скобчатой, контурной); рельефная (глухая резьба); пропильная (ажурная, сквозная — на проём); накладная и скульптурная. Во всех случаях техника резьбы в основном плоскорельефная. Орнамент довольно несложный, его характер обусловлен техническими возможностями мастера-резчика.
Трехгранновыемчатая резьба в основном сохранилась в декоре изб северных и северо-восточных районов республики (в Новоторьяльском, Мари-Турекском, Советском и Сернурском). Единичные примеры этой резьбы также встречаются в Оршанском, Куженерском и Моркинском районах.
Известно, что в прошлом деревянный декор естественно и органично вписывался в образ дома. Он воспринимался внешне как единое целое, представляя собой сплав декоративного с конструктивным, в нём нет образных алогизмов и эклектики. Декоративные элементы выполняли две функции: конструктивно-эстетическую и психолого-символическую. Первая заключалась в украшении отдельных конструктивных элементов — требование эстетизации жилища. Вторая — в трансформации суеверных представлений в декоративные символы: образы, «охраняющие» обитателя данного жилища от бед и приносящие удачу.
Попытки современных архитекторов республики создать гармоничный образ жилого дома с использованием деревянного декора не всегда являются удачными. Имеется несколько основных причин, которые препятствуют поискам органичного соединения отдельных элементов здания в единый одухотворённый образ. Во-первых, изменение конструктивной основы современного здания, применение нетрадиционных строительных материалов неизбежно привели к исчезновению некоторых декоративно-функциональных элементов — коньков, ставен, наличников. Во-вторых, повышение индустриализации в домостроении, рост числа изделий заводского изготовления создают сложности для применения традиционного декора ввиду технических и технологических трудностей при его изготовлении в промышленных условиях. В-третьих, это массовость в строительстве, исчезновение индивидуальности в архитектуре. Однако здесь можно оговориться, что на современном этапе развития строительного комплекса республики за последние несколько лет наблюдается рост строительства жилых домов по индивидуальным проектам. Но ввиду отрыва в предыдущие десятилетия общественного сознания от традиционных корней деревянный декор почти не применяется. Холодный и бездушный искусственный камень, пришедший из далёкой Византии, захватил российские просторы, подкупил людей своей долговечностью, но заставил платить ему непомерную дань в виде затрат на обогрев и уничтожение сырости. В-четвёртых, многие декоративные элементы, будучи символами в прошлом, утратили своё идейное содержание и превратились в чисто художественные формы. Надо сказать, что в современной архитектуре формальные посылки к народным традициям стали делом обычным. Но именно формализм по отношению к традиции игнорирует её содержание, ограничиваясь созданием неких «знаков лояльности» к одухотворённому образу. Поэтому суть — не в обращении к формам, которые определяют характер резного декора, а в образном, метафорическом раскрытии духовного мира современного человека.
Рельефная резьба получила наибольшее распространение в конце XIX — начале XX веков в приволжских селениях края, в частности в Козьмодемьянском и Чебоксарском уездах, «как продукт живой творческой взаимосвязи города и деревни». Изредка резьба встречалась и в Царевококшайском уезде. Она выполнялась обычно по заказу зажиточных крестьян, которые старались строить на «городской манер», и большей частью заимствована из барельефной русской резьбы Нижегородского края. Известно, что постройка и отделка домов часто выполнялись русскими плотниками, занимавшимися этим промыслом. С собой они приносили новые виды техники и декоративные приёмы.
Пропильная резьба бытовала в Козьмодемьянском уезде. Именно здесь она появилась раньше чем где-либо и занимала главенствующее место. Пропильными деревянными кружевами богато декорировались резные карнизы, подзоры, наличники, межоконные пилястры, кронштейны, решетки и другие детали. Во всех случаях резьба имела геометрический характер. Узоры состояли из стилизованных форм различной конфигурации геометрических фигур, цветов, листьев и завитков. Масштаб орнаментальных мотивов мелкий.
В районах, граничащих с Республикой Татарстан, получили распространение заимствованные из орнаментального искусства казанских татар растительные мотивы в виде вьющихся ветвей с листьями и цветами, трёхлепестковых тюльпанов, трилистников и различных пальметт округлого вида в технике, напоминающей аппликацию.
Особенно любимыми являются изображения парных конских голов или фигур коней. Очень часто встречаются две конские головы, обращённые друг к другу, или фигуры вздыбленных коней. Но чаще всего это история, глядящая на нас необновляемым укором декора.
А пока жемчужина деревянного зодчества Республики Марий Эл — город Козьмодемьянск, основанный в 1583 году и поныне сохраняющий свой неповторимый резной ажурный облик, живёт и здравствует, принимая в летнюю пору участников и посетителей весёлого праздника «Бендериана», овевая их ветром истории, лениво струящимся по залитому жарой небольшому волжскому городку. Старинные жилые дома центральной части города поражают декоративным убранством из дерева. Сколько любви и стремления к гармонии заложено в это убранство предыдущими поколениями!
Ветшает дерево, осыпается краска, увядает прошлое. Но не иссякает в сердцах людей ощущение связи времен, настоятельно требует сохранить для последующих поколений гармонию искусственной жилой среды и естественной природной, выраженную через резное декоративное убранство.
Автор: Владимир Гречихо, архитектор