Визуальная среда и здоровье населения

Когда заходит речь об экологических проблемах, мы привычно говорим о загрязнении воздуха и воды, о шуме и радиации, понемногу начинаем рассуждать о патогенности и приобщаемся к забытым знаниям в области энергоинформационного обмена. И в то же время продолжаем формировать визуальную среду, забывая, что она воздействует на здоровье человека как любой другой экологический фактор, определяющий саму среду обитания.

Возможно, в городе под надежным контролем находится состояние воды и воздуха, в печати проскальзывает информация о последствиях, создаваемых электромагнитным излучением. Но проблема создания комфортной среды в полном смысле этого слова — вопрос пока без ответа. На это обращают внимание профессионалы различных областей человеческого знания, следовательно, предполагать, что это не актуально, бессмысленно.

В культуре веками вырабатывались нормы визуального мышления. Пренебрегая его законами, мы лишаем человека свободы выбора и получаем взамен протест — отторжение своей идеи населением. Агрессивно протестуют типовые микрорайоны, и тихо умирает тюменская архитектурная старина. О каких положительных мыслеобразах можно говорить?!

Архитекторы, дизайнеры, медики, экологи, специалисты по зрению, психологи обязаны выработать комплексную программу застройки города и обеспечить ей реальную юридическую основу. Вряд ли архитектора можно заставить носить пиджак, идущий вразрез с его представлениями о личном стиле. Так почему же мы одеваем в такие пиджачки наши поселения? Тюмень давно уже нельзя назвать даже островком комфортной визуальной среды. Проводить застройку города, формировать экологию городского пространства, опираясь на генплан (даже если он наконец-то появится), недостаточно. Нужна универсальная программа создания предметной среды города. Пагубность сегодняшнего агрессивного архитектурного пространства очевидна жителям Тюмени.

Необходимы исследование и серьезный анализ существующего визуального пространства , и, возможно, создание некой карты гомогенной характеристики визуальной среды Тюмени. Такой документ, во-первых, заставит проводить дальнейшую политику застройки города с ориентацией на оздоровление существующего пространства, во-вторых, не допустит создания новых гомогенных полей. Более того, это приведет к осознанию необходимости совместной работы над формированием городской среды архитектора как создателя искусственного пространства и дизайнера как специалиста, работающего с его элементами.

Визуальная среда — проблема не только архитектурная, но и в не меньшей степени медицинская. В истории нашей цивилизации есть факты, упорно подтверждающие это. Архитектор фараона Хесира был одновременно и выдающимся целителем и, совмещая в одном лице верховного зодчего и главного врача, сообщал своим творениям наряду с эстетическими лечебные и оздоравливающие качества. Умен был этот архитектор, но еще мудрее оказался фараон, если предъявлял к нему такие требования! Это классическое доказательство того, что понятие «комфортность» необходимо основывать на объединении многих наук.

К слову сказать, глубокое универсальное знание позволило постепенно сформировать славянские традиции домостроения. Обосновывает принцип жить в гармонии с окружающей средой и Фен-Шуй — древнейшая философская система Китая.

Бережно относясь к общечеловеческому знанию, необходимо проблемы здоровья населения и визуальную среду города рассматривать совместно. Урбанизация продолжает отторгать человека от естественных условий обитания и порождает огромное число социальных и экологических проблем. Важно осознать, что гомогенная видимая среда — как раз такая проблема.

Значение структуры объекта велико в зрительном восприятии, даже новорожденные дети не любят смотреть на гомогенные поля. Недостаточность элементов для фиксации взгляда мы ощущаем и в незамкнутости городского пространства, и при взгляде на здание, и находясь внутри него. Даже малые архитектурные формы, которые во все времена были дополнительными акцентами в городской среде, во многом до сих пор напоминают большую архитектуру. Промышленность, транспорт, телевидение, компьютерная графика, монументальное и изобразительное искусство, скудное и непродуманное озеленение города во многом помогают архитектуре создавать агрессивные поля, формируя целый букет последствий противоестественной визуальной среды.

Человек не может жить в технократической среде, не соответствующей законам зрения. А ведь сейчас успешно развивается целое научное направление в экологии — видеоэкология. Поскольку она признана как наука, изучающая взаимодействие человека и окружающей среды, назрела необходимость ввести ее в структуру учебных планов в Тюменской архитектурно-строительной академии. Если бы архитекторы, дизайнеры и строители руководствовались законами зрительного восприятия, то таких просчетов в формировании городской среды, какие мы имеем, можно было бы избежать. Готовить специалистов, ответственных за формирование комфортной визуальной среда, приобщая студентов к научным исследованиям, — самый реальный путь для оздоровления неблагоприятной жизненной атмосферы, которую имеют сегодня жители Тюмени. Искусственная среда, как и естественная, должна находиться в полном соответствии с физиологическими нормами зрения.

Проблема исследования и оздоровления визуальной городской среды ожидает своего решения. Она особенно обращает на себя внимание в последние годы, когда простые обыватели имеют возможность оценивать ту архитектуру, которую создают для всех профессионалы.

В силу известных обстоятельств архитектура в России всегда являлась и является элементом текущей политики государства. Принцип «минимум средств — максимум выразительности», массовое внедрение крупнопанельного домостроения, пренебрежение цветовым фактором, полное отсутствие понимания законов зрительного восприятия при создании среды обитания сформировали настороженное и заведомо отрицательное отношение населения к архитектурному пространству. Непрофессионал в такой ситуации пытается «вылечить» навязанные ему условия обитания своими силами и только усугубляет положение. Вспомним хотя бы дачное строительство или некоторые фрагменты смешанной застройки в самой Тюмени. Объектов, на которых глаз «отдыхает», единицы. Во всех остальных случаях «отдыхает» архитектор (в тесной компании с медиками, психологами, дизайнерами, экологами, строителями, юристами). В результате такой политики недоверие населения будет сохраняться, оставаясь самой серьезной проблемой при формировании архитектурного пространства сегодня.

Создаваемая сейчас искусственная среда по-прежнему все более и более отличается от естественной, формируя новые противоречия, следовательно, ее организаторы должны, объединившись, переосмыслить всю профессиональную политику. Древнее человеческое знание предлагает нам жить в гармонии с природой, напоминая о существовании вечных законов формирования естественной среды. Оно также деликатно намекает, что всегда есть шанс «поработать над ошибками». Более того, оно имеет ключ к пониманию словосочетания «визуальный комфорт» — это то, «что благо для глаза, а что нет». Эта истина должна быть основой не только для видеоэкологии, а стать сутью работы всех, кто занимается созданием искусственного пространства обитания человека.

Автор: Т. Кузьмина, Тюменская государственная архитектурно-строительная академия

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники