Пластика домовой резьбы красного града Сызрани

Сызрань! Приезжая из Самары, особенно четко ощущаешь размеренный, неторопливый ритм жизни города. Вот главная улица — Советская, а прежнее название — Большая — очень точно подмечало ее статус: толпа народа, транспорт, магазины. Совсем как на Дворянской! Да и сама Сызрань — младшая сестра Самары, но не достигнувшая таких высот: центра губернии, тихий провинциальный городок с удивительно гармоничной и человечной деревянной архитектурой.

Основанная в 1683 году, она сумела сохранить очарование русского поволжского города. Три реки, Сызран, Крымза и Волга, разрезающие город на несколько частей, придают своеобразие застройке, типичной для Средней полосы России. Живописно смотрятся, отражаясь в воде, деревянные домики, сплошь покрытые резьбой-вышивкой.

г. Сызрань, ул. Кирова, 39

г. Сызрань, ул. Кирова, 39

г. Сызрань, ул. Урицкого, 109

г. Сызрань, ул. Урицкого, 109

С Волги раскрывается прекрасная панорама старой части Сызрани — каменная Спасская башня Кремля, Христорождественский собор, и сразу вспоминается «красный град Китеж». От Кремля и начинается улица Большая. Но, свернув на улицу Ульяновскую или пройдя еще дальше, попадаешь в оазис тишины и покоя, лишь изредка нарушаемый одинокой машиной или велосипедистом.

В черте старого города застройка сравнительно молодая, возникшая в начале XX века. Виной тому неоднократные пожары, во время которых горела большая часть города. Страшный пожар в 1906 году уничтожил 126 кварталов и более 3000 домов. Сгорела целиком Никольская церковь, другие обгорели частично, а кроме того, взорвались еще и артиллерийские склады. Лишь после этого пожара Городская Дума приняла постановление о запрещении строительства деревянных домов на главной улице – Большой.

На помощь сызранцам для восстановления строений приходили плотники из различных губерний — Ярославской, Костромской и Нижегородской. К сожалению, их имена остаются неизвестными, но зрелость художественного творчества и высокий профессионализм прослеживаются в деревянной застройке.

Во второй половине прошлого столетия в руках мастеров-плотников появился новый инструмент для выполнения декоративного убранства — лобзик — пила с узким полотном. Это стимулировало развитие пропиловки — резьбы, исполняемой на плоской доске путем сквозного пропиливания силуэта узора. Такая резьба, простая в исполнении, и экономически была доступна разным слоям населения. Кроме того, ее изготовляли в столярных мастерских и продавали узоры поштучно и погонно аршинами.

До пожара 1906 года каноны и формы классического зодчества в деревянном строительстве Сызрани не имели широкого распространения, они появились только после.

В основном строившиеся дома были многокомнатными и иногда даже многоквартирными. Рубленые в лапу без остатка, обшитые тесом, они украшались оригинальным декором. Наряду с традиционными украшениями, издавна знакомыми плотникам народными узорами в декоре со временем появляется русский стиль и даже модерн. Хотя проявление последнего в деревянной архитектуре достаточно редко. Природа и легенды Жигулевских гор нашли отражение в мотивах растительных, зооморфных и символических образов домовой резьбы.

Резьба в Сызрани широко представлена на улицах Свердлова, Ульяновской, Интернациональной, Кирова; на других — несколько меньше. В целом дома на этих улицах обладают интересными архитектурными формами, которые напоминают русское барокко конца XVII столетия. Здесь на фасадах зданий можно встретить пластические криволинейные формы и причудливую игру светотени, гармоничное сочетание силуэтно-плоскостных узоров резьбы. Особенно ярко это проявляется в декоре оконных наличников и венчающих карнизов.

На деревянных домах свисающая часть карнизов в большинстве случаев расположена на фигурных кронштейнах, ритмичный строй которых создает пространственное завершение здания. Ниже карниза располагается ряд окон с красивыми наличниками, выделяющимися на фоне обшитой тесом стены.

Архитектурная форма наличников — наиболее сложный по композиции элемент декора. Ее составляют боковые фигурные полуколонки и выразительные навершия с парой симметричных барочных волют (декор в форме спиралеобразных деталей); как правило, межу ними в центре располагается фиал (верхняя часть шпиля или другой остроконечной формы, имеет декоративную обработку).

Деревянные дома Сызрани достаточно однообразны по своему объемно-планировочному построению. В основном они прямоугольные и стоят торцом или боковой стороной по красной линии улиц. Однако композиция фасадов, пластика их архитектурных форм и узоры пропильной резьбы создают индивидуальные образы.

В этом отношении примечательна улица Ульяновская, бывшая Кузнецкая. Дома под номерами 62 и 64 на ул. Ульяновской типичны для деревянной архитектуры города, но при этом они еще имеют и оригинальные детали. Так, например, над парадным входом дома № 62 сделан вензель «ВК» — Виктор Константинов, сын бывшего хозяина. Да и сам козырек над входом имеет примечательное резное убранство в виде свисающего балдахина.

Наряду с традиционными типами зданий здесь можно увидеть и утраченный ныне дом со светелкой (ул. Ульяновская, 20). Таких осталось сегодня не более десятка во всей Сызрани. Одноэтажный, на высоком каменном цоколе-полуподвале, он привлекает внимание стилистическим единством архитектурных и декоративных форм резьбы. Внимательно рассматривая узоры, можно найти много общего с резным декором предыдущего дома № 62 на ул. Ульяновской.

Общность архитектурных форм и аналогия узоров домовой резьбы, а также высокая степень художественного мастерства позволяют предположить, что строительство этих зданий выполнялось одними и теми же мастерами.

Дома № 35 и 51 на ул. Кирова имеют в своем декоре барочные формы. Их архитектура и резьба обладают индивидуальностью, выраженной в навершиях оконных наличников и венчающих карнизах. Особенно ярко это просматривается на отдельных фрагментах.

В Сызрани практика убранства деревянных домов напоминает деятельность зодчих древнерусской архитектуры конца XVII столетия. В то время в построении объемно-пространственной композиции широко использовалась динамика, достигавшаяся за счет декоративных форм, сочетание которой со спокойной гладью стен и создавало неповторимый облик всего сооружения.

Во второй половине XIX века в практике деревянной застройки Сызрани были свои, местные традиции, соблюдение которых отражало русский опыт, широко распространенный в Средней полосе России. Строились такие деревянные дома на каменном фундаменте или на основе кирпичного первого этажа — например, дом № 51 в Пролетарском переулке. Фасады обшивались тесом, а декор подкарнизной доски и оконных наличников довольно скромен.

Опыт плотников, принесенный из других областей, и в частности с верховья Волги, не утвердил в Сызрани новые каноны в деревянном зодчестве. Но следы практики иногородних мастеров наглядно показывают, что в домовой резьбе господствующее положение заняли декоративные пластические формы. Они и повлияли на вкусы большей части застройщиков города.

г. Сызрань, пер. Пролетарский, 51

г. Сызрань, пер. Пролетарский, 51

Автор: Наталья Басс, канд. архитектуры

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники