Мифы и реальность дачи со слонами
Этот дом рождает многочисленные мифы.
Миф номер один — от него можно подзарядиться космической энергией.
Миф номер два — дом этот представляет собой… место сборища ведьм. Долгое время на его стенах сторожами рисовались кресты: таким образом они якобы “спасались” от нечистой силы. По словам одного из охранников, с наступлением темноты в доме начинают хлопать двери, раздаются шаги, голоса, скрипят лестницы…
У входа на веранде стоит одинокая статуя девушки. Ее руки похожи на крылья. Она лишь на секунду задержалась на своем белом постаменте, пытаясь оторваться от грешной земли. Обогнув дом, мы видим двух больших мудрых слонов, застывших навеки в неспешном шаге. Надежные охранники некогда роскошного дворца своего хозяина.
Это странное людское творение — не что иное, как загородная дача известного самарского художника, краеведа, купца I гильдии Константина Павловича Головкина. Он построил ее в 1908 — 1909 годах по собственному проекту на берегу Волги между 5-й и 6-й дачными просеками. Очень долго дача стояла заброшенная, полуразрушенная…
Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1872 года в семье купца Павла Головкина, бывшего коробейника, пришедшего в середине прошлого века в Самару пешком. Константин начал рисовать, еще не умея говорить. Рисовал везде, где придется — на полу, на стенах, на заборе. Углем, мелом, красками… Когда он окончил шесть классов Самарского реального училища, отец поставил его работать в свой магазин — “мальчиком”. Но главной страстью Константина было все же рисование. В 19 лет он организовал кружок самарских художников. И вскоре отказался от работы в магазине. Стал активно заниматься живописью, общаться с коллегами по кисти, участвовать в выставках самарских художников. С 1891 по 1916 год им было устроено 19 персональных выставок, на которых он продемонстрировал 170 своих работ. В 1894 году Константин был направлен в Москву на 1-й съезд русских художников. Головкина называют певцом Волги. Он любил ее и воспевал в своих произведениях. Особенно хорошо ему удавались волжские пейзажи.
От имени членов кружка самарских художников Головкин предложил создать при Самарском публичном музее художественный отдел. Его поддержали. Затем он обратился к художникам России с просьбой подарить Самарскому художественному музею свои работы. Сам он первый принес в музей свои картины. Так начала собираться коллекция Самарского художественного музея.
А еще Головкин увлекался металлопластикой и фотографией, делал макеты волжских пароходов и смотрел вечерами в телескоп, который установил в башне своей дачи, коллекционировал древние иконы и занимался археологическими раскопками. У него у первого в Самаре появился автомобиль. Он гонял на нем по мощеным улочкам, пугая кур, собак, людей. Лошади в ужасе бросались в сторону, переворачивая телеги. А хозяин автомобиля, молодой и красивый, небрежно оплачивал убытки…
Константин Головкин женился на Екатерине Тютюковой и родил с ней четверых детей. Семья жила на втором этаже дома номер 34 по улице Панской (ныне улица Ленинградская). На первом этаже находился магазин Головкина, в котором он продавал писчебумажную и художественную продукцию. Этот магазин стал центром, объединившим самарских художников.
Дача с парными скульптурами в стиле русского модерна была построена Головкиным для своего семейства. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Именно поэтому в доме такая акустика. Слоны сделаны из цемента по рисунку Головкина, он принимал самое деятельное участие и в их изготовлении. Это происходило в большом сарае дома на улице Садовой. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи. Окна дома узкие и высокие — до трех метров. В них почти не проникал свет — приходилось зажигать свечи даже днем, зато свежесть Волги и ароматы розария, фруктовых деревьев, елочек, берез — всего того, что посадил Головкин своими руками, — присутствовали постоянно. В доме было пять комнат. В правой его части находилась гостиная, где во всю длину стен были вмонтированы написанные Головкиным широкие холсты с изображением летящей женской фигуры в развевающихся прозрачных одеждах. Еще стены оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным орнаментом, где на месте ягод вставлялись стеклянные полусферы. Вся мебель дома была выполнена на заказ по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича. К слову, изображение дачи Головкина есть во французском каталоге, изданном в Париже на рубеже веков.
А потом произошла революция, после которой семья Головкиных уехала из города. Свою дачу он передал новой власти в надежде, что в ней разместится детский дом. Но здание отдали под госпиталь, затем там “поселился” детский сад. Однако и дети там были недолго.
В 1929 году дача купца Головкина была передана на баланс МП “Водоканал” и сразу же переделана под клуб для советской молодежи. Кое-что сломали, кое-что доделали по-своему. Пытались там показывать кино, устраивать танцы, заниматься аэробикой.
В начале 90-х годов дом представлял собой довольно жалкое зрелище.
Новые владельцы дачи поставили в ней регистры центрального отопления. Но так как дача не предназначалась для проживания в ней зимой (Головкин осенью уезжал в город), пустотелые блоки не выдержали, и пошли просадки фундамента. Руководство “Водоканала” решило стянуть фундамент металлическими поясами. Но это лишь навредило зданию — в стенах пошли трещины, образовались мостики холода. Здание могло рассыпаться. Реставрационными работами на объекте занималось научно-практическое реставрационное товарищество “Старый город” под руководством архитектора-реставратора, действительного члена Академии архитектурного наследия, академика М.Б.Егорова. Институт “Горжилпроект” был представлен архитектором А.Л.Дучицким. Они, проведя исследования, потребовали снять металлические пояса, убрать регистры центрального отопления и устроить вместо них более щадящую отопительную систему. Трещины в стенах замазали известково-цементным раствором. Новых трещин, к счастью, не было. Потом сделали ремонт внешней стороны здания. Трехметровый цоколь обложили кирпичом. Само здание покрасили. На весь ремонт, с выявлением и уничтожением трещин, ушло четыре года. Все работы велись на средства МП “Водоканал”. Как рассказал архитектор-реставратор, заведующий сектором памятников и архитектурного наследия управления охраны памятников истории и культуры Александр Аксарин, многое о даче они узнали от внучки Головкина. Она рассказала, что слоны стояли ногами в воде и были частью украшавшего двор фонтанного ансамбля. Фонтан, по мнению г-на Аксарина, можно восстановить. Но “Водоканал” не будет делать этого — нет средств. Жилые комнаты особняка были раскрашены каждая в свой цвет — спальня в белый и красные тона, гостиная — в зеленовато-болотный, любимый цвет в Самаре того времени. Полы во всем доме были сделаны из лучшего в городе паркета. Как там сейчас — никто не знает. “Водоканал” оградил территорию особняка забором и поставил охрану. На то, чтобы туда войти, требуется специальное разрешение. Теперь в доме представительский офис.
Автор: Светлана Сафонова