Архитектура есть концентрированное выражение времени и обстоятельств
Архитектура есть концентрированное выражение времени и обстоятельств
Грядущий век
Прогнозирование – дело неблагодарное. Футуристические проекты 60 – 70-х годов тому подтверждение. Архитектура есть концентрированное выражение времени и обстоятельств. Развитие архитектуры городов преемственно, оно обусловлено предшествующим развитием. Поэтому в XXI веке нам придется решать те проблемы, которые город унаследовал от уходящего столетия. Часть проблем и их решение в 90-е годы XX века достаточно ясно обозначены на теоретическом, практическом, правовом и политическом уровнях. От функциональной модели города начала века градостроительство пришло к идее управляемости развитием города на основе сложных многофакторных целевых программ. Думаю, что в грядущем столетии будет в целом пересмотрена роль города как сложного, многоотраслевого объекта управления. В частности, принятая генпланом Самары концепция структурной реорганизации плана реконструкции застройки и инженерной инфраструктуры города может быть проведена при значительном усилении исследовательской составляющей проектирования. Необходимо детально изучить и систематизировать наследие. Градостроительство в целом, видимо, станет более гибким. Сочетание разумного программно-целевого регулирования с частными инициативами отражает суть начатых и проводимых реформ, позволяет более полно использовать внутренние ресурсы города и области при определенной федеральной поддержке. Город образуется не только архитектурой. Изменения в архитектуре сложны, опосредованы многими факторами: политическими, культурными, идеологическими, внутрицеховой ориентации и амбициями лидеров. Образ архитектуры в урбанистическом пространстве Самары находится в динамике. Слишком велик груз общих проблем и значительны последствия стремительной урбанизации 40-х — 60-х годов. Признаками архитектурной школы грядущего века должны стать: большее профессиональное понимание обстоятельств, идентичность приемов и правил культурным традициям, развитие и формирование новых традиций. Собственно, в этом соединении и выражается регионализм — наиболее яркое в общемировой архитектурной практике.
Сохранение культурной индивидуальности регионов и одновременно развитие архитектурно-урбанистического пространства городов — одна из главных тем предстоящего в 1999 году XХ конгресса Международного союза архитекторов в г. Пекине.
Проблемы реконструкции
Если под реконструкцией понимать более широкий комплекс мероприятий, то применительно к существующей застройке в границах города – это единственное, чем придется заниматься в ближайшем веке. Город осваивает территории неравномерно и часто неэффективно. Увязка перспективных планов строительства с динамикой амортизации городской ткани на уровне всей структуры города — методологическое условие реконструкции города. Немаловажным новым обстоятельством градостроительного регулирования становится учет реальных и возможных объектов инвестирования, «раскручивание» инвестиционно прибыльных проектов на соответствующих участках городских территорий, большинство из которых связаны с технологией реконструкции.
Строительство в старом городе должно претерпеть изменения. Реконструкция застройки будет вестись комплексно, поквартально, что потребует большей координации организационных и других усилий. В ближайшее время в управлении главного архитектора будет проведен конкурс на концепцию комплексной реконструкции одного из кварталов Самарского района по выбору автора. Необходимо будет внедрить технологии, позволяющие сочетать на одной площадке реконструкцию, реставрацию и новое строительство.
Проблемы центра
В Самаре, как и в большинстве городов России, проблема центра вбирает в себя проблему старого и нового, являющуюся ключевой в формировании уникального характера среды города. Сложность заключается в том, что нужно параллельно решать вопросы и сохранения исторической среды, и значительного обновления застройки Ленинского и Самарского районов, формируя новые градостроительные узлы специализированных и многофункциональных комплексов. Складывающаяся на сегодня в Самаре практика размещения объектов новой рыночной инфраструктуры пока еще недостаточно увязана с осуществляемыми сегодня градостроительными преобразованиями.
Кстати, в старых центрах городов часто можно встретить рядом и самые старые, и самые новые здания и комплексы. Все определяется уровнем профессионализма архитекторов. По характеру и качеству архитектуры центров таких городов, как Вена, Париж, Лондон, Барселона, можно судить о городе в целом.
Нами были разработаны программа и проектные предложения по формированию делового центра, который включал бы офисы различной специализации и уровней, развитую инженерную инфраструктуру. Особенностью такого центра было его размещение в системе застройки Самарского и Ленинского районов по продольной градостроительной оси — ул. Молодогвардейской в границах улиц Ленинградской и Красноармейской.
Второй проект делового центра был связан с площадкой в границах улиц Маяковского, Молодогвардейской, Ярмарочной и Волжского проспекта. Площадку характеризует уникальный ландшафт, расположение на бровке берегового склона Волги, что при размещении комплекса деловых зданий будет иметь определяющее значение в формировании панорамы центра и образа всего города в целом.
Это предложение связано с идеей складывающегося в последние десятилетия главного ансамбля административно-делового центра города, куда входит Самарская площадь.
Градостроительное значение этого пространства и его понимание связаны с творчеством нескольких поколений самарских архитекторов: Петра Щербачева, Авраама Коневского, Емельяна Гурьянова, Николая Подовинникова, Ирины Зобиной, Валентина Ларионова, Алексея Моргуна, Марии Мошковой, Михаила Труфанова, Вагана Каркарьяна, Юрия Мусатова и многих других. Проблема выхода центра на Волгу была отражена во всех генеральных планах города. Но эта структурно логичная концепция, к сожалению, не была до конца реализована. Сегодня же мы имеем один из лучших в Поволжье, но градостроительно не завершенный административно-деловой комплекс. Композиционная мощь сложившегося центра недостаточно выражена и не раскрывает в полной мере градостроительную сложность города, его потенциал как крупнейшего социального центра. Существует серьезное структурное противоречие между градостроительным потенциалом места и его современным использованием. Градостроительня роль площадки и складывающиеся обстоятельства по переоценке построенного в береговой зоне позволяют подойти вплотную к разработке концепции завершения градостроительного ансамбля. Кроме того, на склоне может быть создано главное сценическое пространство города для проведения широкомасштабных культурных действ, таких, как 150-летие Самарской губернии или 2000-летие христианства.
Кстати, сегодня притязания ряда ведомств на это место чрезвычайно высоки.
В любом случае в XXI веке вопрос строительства делового центра будет решен.
Многоэтажное строительство
В студенческой среде в рамках учебного процесса активно прорабатывается концепция многоэтажного строительства в Самаре. Это связано с тем, что на наших глазах уходят площадки, важные в структурном отношении для плана города именно как многоэтажные узлы и комплексы, важные с точки зрения планировки, ландшафта и восприятия города. Да и почему не допустить возможность строительства в Самаре зданий 40-, 50-, 60-, 100-этажных? Мировой опыт подсказывает, что это возможно. Намеченные и проводимые рыночные преобразования могут создать условия для формирования многоэтажных деловых комплексов, в которых важны пространственные контакты, важны обстоятельства, возникающие в связи с общей инфраструктурой и градостроительным потенциалом места. Это близость контактов, наличие банков, офисов, гостиниц, заведений для проведения деловых встреч и так далее. А потенциал Самары как регионального центра настолько велик, что не исключает, а допускает такое многоэтажное строительство именно в системе центральных пространств города. Прошло почти сто лет с момента начала строительства многоэтажных деловых центров в Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке. Зарубежный градостроительный опыт демонстрирует, что ситуация не спонтанна, а вполне управляема, так как само многоэтажное строительство в этих городах провоцировало развитие новых технологий и расширение бизнеса и способствовало росту городов. Градостроительство в целом – это искусственно-естественный процесс, и план города в любом случае должен учитывать возможные тенденции многоэтажного строительства. Исходя из этих соображений выбор площадок должен определяться системно-структурными требованиями генерального плана, особенностями ландшафта и моделями восприятия городской среды, а в нашей ситуации, возможно, обстоятельствами резервирования этих мест.
Россия – оплот модернизма
Начало ХХ века в России характеризуется авангардной модернистской архитектурой, покорившей весь мир. Под вопросами «модернизм или не модернизм», «интернациональное или национальное», «глобальное или региональное» прошло все столетие. На фоне дискредитации «современного движения» в градостроительстве «эклектика» 40 — 50-х годов обогатила городскую среду. Усложнение стилистики в 70-е годы, новое строительство в ретро-стилях в 80-е не добавили ясности в этом вопросе. Однако происходящая в последнее время историзация новой архитектуры – постмодернизм, постисторизм, псевдорегионализм и другие течения, связанные с общественной идеей национального возрождения, идеей переоценки культурного наследия, к сожалению, заполнили не только исторические центры, но и часто новые районы городов России. Это создает эффект декорации, лжекартину присутствия истории в современных городах. Возможно, объяснение этому заключается в притягательной красоте “досовременных” городов, “досовременной” архитектуры и их эстетики. “Досовременное” отражение мира в культуре, в искусстве слишком сильны своей целостностью и притягательностью. «Современная» модернистская эстетика, связанная с расчленением формы на элементы, и их формально-композиционное объединение тяготеет к технологичности, рациональности построения пространства и его структурности. Технология провоцирует новую эстетику. Метафорическая сложность и одновременно композиционная чистота, иносказательность и внутренняя контекстуальность языка «современной архитектуры» отражает само существо архитектуры, ее нацеленность в будущее.
Совмещение стилистики, статики, динамики в формальной эстетике постконструктивизма 80-90-х годов, иллюзия единства простого и сложного, рационально-реального и сюрреалистического пространства в литературе, уход в вертуальную эстетику в кинематографе, театре, моде наиболее сильно отражаются в современной архитектуре и как в никакой другой области культуры и искусства характеризуют состояние философии, психологии и духа нашего времени. Однако архитектура есть технологии и новые возможности производства. В этом смысле, если даже автомобиль с начала века достаточно сильно видоизменился, то современный «новый историзм» (заигрывание архитекторов с технологиями прошлых столетий) тем более вызывает сомнения.
Современные архитектурные постройки развитых стран по уровню конструктивных решений — это точное машиностроение, сверхсовременные инженерные инфраструктуры, и не понимать этих обстоятельств — значит не ощущать своей принадлежности к профессии.
Это особенно важно для самарской ситуации, так как композиционная и формотворческая сторона деятельности представлены на самом высоком уровне, судя по результатам международных и российских профессиональных конкурсов.
Александр Головин, заведующий кафедрой СамГАСА