Рациональная архитектура самары: века XIX — XXI
История становления и развития архитектуры Самары была историей эволюции двух принципиально различных подходов к проектированию. Первое связано с реализацией рациональных теорий в структуроформировании архитектурных систем. Второе отличалось отсутствием каких-либо ясных представлений о методе проектирования. Оно отличается поверхностным отношением к профессиональным проблемам и руководствуется сиюминутными, конъюнктурными соображениями. Особое распространение второе, «стилизаторское», направление архитектуры получило в Самаре накануне ХХI века. Чтобы попытаться понять существующую ситуацию в архитектуре нашего города и наметить возможные пути ее дальнейшего развития, обратимся к истории.
Корни намеченного противостояния уходят к середине ХIХ века, когда в архитектуре эклектики обозначилось противоречие между романтизмом с его обращением к идеям «народной» архитектуры и архитектурным рационализмом. Теоретики последнего направления — Красовский, Сальманович, Зосимовский, Сюзор, Гедике — будущее архитектуры видели в рациональных основаниях формообразования. Ими были экономичность, полезность, применение современных технологий и строительных материалов. В конце ХIХ века в Самару приезжает выпускник Московского училища живописи, ваяния, зодчества и Петербургской академии художеств — Александр Щербачев. Ему и суждено было стать у истоков самарской школы рационализма. Ясные функциональные решения, совпадение особенностей работы строительных материалов — кирпича, штукатурки, дерева — с острыми композиционно-стилистическими задачами, понимание градостроительных проблем — вот те основания, на которых базируется творчество Щербачева, Якунина, Богдановича, фон Гогена, Шретера, Шехтеля, Жибера, Зеленко, Засухина и других архитекторов, работавших в Самаре на рубеже веков.
Обратимся еще к одному легендарному этапу самарского рационализма — 1920-м годам. Его начало совпадает с началом творческой деятельности Петра Щербачева, который в 1915 году, как и его отец, заканчивает МУЖВЗ и через шесть лет возвращается в Самару. Восприняв новаторские идеи конструктивистской архитектуры, он проектирует и строит крупнейшие здания в городе — управление Самаро-Златоустовской железной дороги, Дом Красной Армии, жилой дом Генштаба и другие, ставшие символами архитектуры советской Самары. В это время строится жилой комплекс «первомайских корпусов» по проекту московского архитектора Вольфензона — автора первого в стране Дома-коммуны. Сухов, Телицын, Полев строят свои архитектурные шедевры — клуб Ф.Э.Дзержинского, здание УВД, Дом промышленности. Е.Максимова проектирует фабрику-кухню, рационально совмещая утилитарную функцию с символической формой серпа и молота.
Немало примеров модернистского мышления в архитектуре Самары оставили 1970-е годы. Этот этап отличает градостроительный размах проектов, функционализм архитектурных решений и формальный язык интернационального стиля. Вехами самарского рационализма стали речной вокзал (арх. Белоконь), архитектурно-градостроительный комплекс Дворца спорта, цирка, Дома быта и «Шанхая», здание автоматизированных систем управления Поволжья (арх. А.Г.Моргун, А.Н. Герасимов), Дом актера (В.Г.Каркарьян, А.Н.Красько), Дворец культуры «Звезда» (арх. Ю.В.Храмов) и другие.
Принципы рационализма в архитектуре можно сформулировать следующим образом:
- аналитика архитектурного решения, заключающаяся в использовании историко-градостроительных, социально-функциональных и других внешних и внутренних факторов в качестве основы моделирования архитектурной формы;
- ясное функционально-технологическое решение проектируемого объекта, способное служить стабильной основой формообразования;
- применение прогрессивных строительно-технологических решений, определяющих эффективность и экономичность предложений;
- рационализм и экономичность формально-эстетических решений.
Эти положения легли в основу творческого кредо нашей архитектурной мастерской. Проиллюстрируем их некоторыми работами.
Интерьер филиала «Инвестиционный» АКБ Газбанка реализован в 1995 г. Пространство банка делится на четыре функциональных блока — фойе, операционный зал, обслуживающие помещения, офисную часть. Структура существующих несущих конструкций определила базовую форму внутреннего пространства. Приемы архитектурного решения интерьера — симметричные колонны фойе, повороты декоративных плоскостей и операционной стойки, ритм колонн операционного зала, декоративные ниши с подсветками и другие — определены логикой функциональной организации пространства. Выбор архитектурно-стилистической системы конструктивизма как метафорического выражения понятий экономичности и рациональности был продиктован стремлением передать прагматичный и деловитый образ современного банка.
В этом же году был реализован проект реконструкции здания ДЦНТИ под банк «Волга-Кредит». В отличие от предыдущего решения наличие шестиметровой сетки колонн позволило более сложно организовать внутреннее пространство. Дуга операционной стойки разделяет операционный зал на две части — для клиентов и операционных работников. Кассовый зал выявлен повышением уровня пола и организацией лестницы. Офисная часть решена строго. Система декоративных плоскостей и подсветок организует движение посетителей и акцентирует отдельные рабочие зоны. Фасад решен предельно лаконично и рационально. Его структура определена общей горизонтальной динамикой первого этажа привокзального общественно-жилого комплекса.
Проект интерьера казино КРК «Айсберг» связан с реализацией концепции архитектурного минимализма. Ее смысл заключается в минимальном применении декоративных элементов и выявлении свойств натуральных материалов — гранита, металла, стекла, пластика. Пространство моделируется разными отметками пола, плоскостями, светом и цветом. Кроме того, в основе его организации лежит трехмерная ортогональная структурная решетка, выступающая в качестве регулирующего механизма. Таким образом, функция и композиция образуют единый архитектонический комплекс.
И несколько слов об офисном зданий на 7-й просеке. Четырехэтажное здание запроектировано в конструктивистской стилистике, основываясь на четком функциональном зонировании помещений. Принцип крупной объемной формы положен в основу организации здания. Внутренняя пространственная организация продиктована стремлением раскрыть основные помещения офиса на Волгу и западную сторону горизонта. С южной стороны часть помещений защищена от солнца горизонтальными плоскостями. Композиционным центром пространственного решения стал двусветный холл с выставочным залом и фойе.
Итак, концепция приведенных выше работ заключалась в попытке обосновать архитектурные решения функциональными факторами, связав их тем самым с традицией самарского рационализма.
Автор: В. Самогоров, В. Пастушенко